А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЗАХАРОВ Ростислав Владимирович [25.8(7.9). 1907, Астрахань 15.1.1984, Москва], балетмейстер, режиссёр, педагог. Нар. арт. СССР (1969). Доктор искусстведения (1970). В 1926 окончил ЛХУ (педагог В. И. Пономарев), в 1932 режиссёрское отд. Ленингр. театр. техникума (педагог С. Э. Радлов), в 1948 - Ленингр. театр. институт (экстерном). В 1926-29 солист балета Киевского театра, в 1931-36 балетмейстер Театра им. Кирова. В Киеве преподавал и ставил небольшие балеты в организованной им студии. В Ленинграде в период обучения в театр. техникуме ставил номера в Ленгосэстраде и танцы в спектаклях драматич. Молодого театра, которымрук. С. Э. Радлов. В 1936-56 балетмейстер и оперный режиссёр Большого театра (в 1936-39 руководил балетной труппой). Первая большая самостоятельная работа З. - «Бахчисарайский фонтан» (1934, Театр им. Кирова). Приступая к работе, З. использовал гл. обр. те знания, которые получил как драматич. режиссёр. Сочиняя партии действующих лиц, балетмейстер руководствовался принципом, по его собственному определению, «танцев в образе». По его представлению, танец сам по себе, вне лит. сюжета, бессодержателен. Осн. средством хореогр. выразительности З. считал пантомиму, станцованную пантомиму и танец, пронизанные актерской игрой. Из движений классического танца З. отбирал те, которые легче поддавались драматизации. «Бахчисарайский фонтан» являлся идеальным спектаклем драмбалета, доступным любому неподготовленному зрителю. Это был спектакль с последовательно разработанным драматич. действием, психологически правдивыми характерами, передающий поэтич. содержание поэмы А. С. Пушкина. Балет имел огромный успех, открыв исполнителям новые возможности работы над образом (в роли Марии прославилась Г. С. Уланова). Впоследствии «Бахчисарайский фонтан» ставился почти всеми балетными труппами страны, а также за рубежом, где работали сов. балетмейстеры и педагоги. На основе лит. произв. З. поставил и др. балеты: «Утраченные иллюзии» (1936), «Кавказский пленник» (1938) и «Барышня-крестьянка» (1946) - все Б. В. Асафьева, «Тарас Бульба» В. П. Соловьева-Седого (1941). Однако вскоре обнаружилось, что найденный принцип не является универсальным. Так, в «Утраченных иллюзиях» пантомима и жестикуляция разъясняли сюжет, но не смысл романа. В ряде последующих постановок танец и пантомима тоже становились неполноценной иллюстрацией к лит. произведению, а само произведение - лишь поводом для постановки. Балетмейстер искал выход в обращении к эффектным эпизодам в духе феерий, к мелодраматич. эпизодам, к вставным дивертисментам. В балете «Тарас Бульба» это гибель на костре Бульбы; в «Медном всаднике» (1949) центральным эпизодом было наводнение - сцена Большого театра, казалось, наполнялась водой, вздымались волны, по ним неслись лодки, собачьи будки. Успех имел балет «Золушка», в котором феерия воспроизводилась в год его постановки (1945) как праздничный фейерверк в честь окончания войны (балет экранизирован в кино, 1960, под назв. «Хрустальный башмачок»). З. поставил также ряд опер - в Большом театре и за границей. При постановке как балетов, так и опер он проявлял себя прежде всего как талантливый режиссёр. В 50-е гг. балеты З. стали подвергаться критике: отмечалась их малая танцевальность. З. начал борьбу против иных течений и молодых хореографов, появившихся в конце 50-х гг. и проявивших новаторские тенденции (Ю. Н. Григорович, И. Д. Бельский), резко выступал против спектаклей зарубежных трупп, которые начали приезжать в страну, а также критиков, стоявших за обновление балета. Его поддерживали официальные круги. В 1964 З. работал над балетом «В порт вошла «Россия»», Соловьева-Седого, который обернулся провалом. Среди др. балетов: «Дон Кихот» (1940, по ред. А. А. Горского, Большой театр), «Красный мак» (1949, Театр им. Кирова), Дочь народа» А. А. Крейна (Киевский театр). З. ставил оперы как режиссёр («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1937 и 1948, Большой театр; «Кармен» Ж. Бизе, 1953, там же); танцы в операх («Гугеноты» Дж. Мейербера, 1935, Театр им. Кирова; «Поднятая целина» И. И. Дзержинского, 1937; «Иван Сусанин» Глинки, 1936, 1945; «Аида» Дж. Верди, 1951; «Кармен», 1953; «Война и мир» С. С. Прокофьева, 1969, - все Большой театр); в художеств. фильме «Иван Грозный» (1945). С 1927 работал как педагог, в 1945-47 директор и худ. рук. МХУ, с 1946 возглавлял кафедру хореографии в ГИТИСе (с 1951 проф.). Ученики: Г. Р. Валамат-заде, В. В. Гривицкас, А. А. Лапаури, Н. Г. Конюс, М. Л. Лавровский. Гос. пр. СССР (1943, 1946).
Соч.: Искусство балетмейстера, М., 1954; Беседы о танце, М., 1963; Работа балетмейстера с исполнителями, М., 1967; Записки балетмейстера, М., 1976; Слово о танце, М., 1977; Сочинение танца, М., 1983.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ЗА..

ДУБИНИН

ДЯГИЛЕВ

ЕВТЕЕВА

ЕГОРОВА

ЕРМОЛОВ

ЕРОПКИН

ЗАРАНЕК

ЗВЯГИНА

ЗОЛУШКА

ИВАНОВА

ИКОНИНА

ИЛУПИНА

ИСЛАМЕЙ

КАЗИНЕЦ

КАЙДАНИ

(c) Русский балет 2009-2015