А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ВОРОНЕЖСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. Осн. в 1931 как Театр муз. комедии, с 1961 Муз. театр, с 1968 совр. название. Первые балетные спектакли: «Вечер одноактных балетов» и «Эсмеральда» в пост. Т. Е. Рамоновой (гл. балетм. в 1961-62). Дальнейшее становление балета в театре связано с артистом, хореографом и педагогом К. А. Муллером (гл. балетм. в 1963-71), который обращался к балетной классике и современности: «Дон Кихот», «Тропою грома», «Голубой Дунай», «Пер Гюнт», «Доктор Айболит», «Ромео и Джульетта». Балеты Муллера формировали дарование Н. Г. Валитовой, Я. З. Лифшица, В. М. Драгавцева, Л. И. Кадыкова, Р. А. Потехина, Е. Г. Руденко . В 1968 в качестве второго балетмейстера в театр пришла выпускница ГИТИСа Д. М. Арипова. Незаурядное хореогр. мышление, режиссёрское видение пространства сцены, гармоничное соединение традиционных и новаторских решений - в основе её спектаклей, заметно обновивших репертуар: «Корсар» (1969, дипломная работа Ариповой), «Лебединое озеро» (1968, совм. с Муллером), где при частичном сохранении классич. редакции заново пост. танцы и мизансцены I и III актов. Важной вехой для театра стала премьера балета на муз. воронежского комп. и дирижёра М. И. Носырева «Песнь торжествующей любви» (по мотивам рассказа И. С. Тургенева, 1971, балетм. Арипова). В 1971-78 балетную труппу возглавил Г. Г. Малхасянц , поставивший балеты «Антоний и Клеопатра» Э. Л. Лазарева (1972), «Озорные частушки» Р. К. Щедрина (1973), «Адам и Ева» («Сотворение мира») А. П. Петрова (1976). Малхасянц предложил собств. толкование «Раймонды» (1972, были сохранены гран па и вариации М. И. Петипа ), «Тщетной предосторожности» (1974), «Лауренсии» (1975). Тогда же были пост. «Гаянэ» (1971) и «Щелкунчик» (1978) в собств. версии М. С. Мартиросяна. Спектакли эти давали актёрам возможность раскрыться в контрастных амплуа и разнообразных танц. стилях. В труппу пришли в осн. выпускники Воронежского хореогр. училища - В. И. Сычёв, А. Г. Дубинин , Л. П. Ефимова, Т. М. Колесниченко, С. И. Куртосманова , Л. И. Масленникова , А. И. Попов , П. В. Попов, Н. И. Кондратьева, Т. Ф. Софина. В 1979-84 театром руководила Валитова . Расширяется диапазон балетов классич. наследия: «Спящая красавица», «Шопениана», «Пахита», «Сильфида» Х. Лёвеншелля (балетм. К. М. Тер-Степанова, по А. Бурнонвилю). Ставится «Конёк-Горбунок» Щедрина (1982, балетм. Лифшиц, Валитова), «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова (1980, балетм. Н. М. Назирова, Мешади Джалиль оглы), «Сказ земли русской» Г. Т. Ставонина - балет-симфония о героико-романтич. прошлом Древней Руси (1982, балетм. Валитова, Лифшиц), «Ангара» А. Я. Эшпая (1984, балетм. Ю. П. Мартынович). Балетная труппа обретает всё больший худож. авторитет. Первый в труппе лауреат междунар. конкурса А. П. Головань внёс в танец дух героики, мужеств. экспрессии. Ведущее положение занимают и ученицы Валитовой - М. В. Леонькина , Т. В. Хатунцева , Т. А. Фролова , чьё творчество отмечено на междунар. и всес. конкурсах. Солисты театра в составе групп классического балета гастролируют во мн. странах мира. В 1986-90 гл. балетм. театра был Р. Г. Ибатуллин, пост. «Одиссею» А. Геворгяна, «Спартак», «Золотой петушок» В. А. Гевиксмана. 90-е гг. отмечены серией работ приглашённых балетмейстеров. Новизну лексики и необычную эстетику спектакля открывает для труппы хореограф О. В. Игнатьев в рок-балете «Авось» на муз. А. Л. Рыбникова и в «Бенефисе» (программа в 2 отделениях на сб. муз.). 100-летие со дня рождения С. С. Прокофьева (1991) отмечено пост. балета «Шут» (балетм. З. Е. Кавац, худ. В. А. Арефьев). С 1992 худ. рук. труппы Валитова. Сценографы театра (в разные годы): В. Л. Цыбин, В. А. Людмилин, Р. В. Нал-бандян, Б. И. Кноблок, Э. Г. Стенберг , А. В. и В. А. Арефьевы, Н. Т. Хренникова, Т. Г. Старженецкая, М. С. Щеглов, В. Кочиашвили; дирижёры - Э. Г. Хинкис, Носырев, Р. Г. Миронович, Г. Б. Орлов , И. З. Островский .

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ВО..

ГОРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ПРИЕЗД ФЕТИДЫ И ПЕЛЕЯ В ФЕССАЛИЮ

САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

(c) Русский балет 2009-2015