А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ВОЛКОНСКИЙ Сергей Михайлович [4(16).5.1860, имение Фалль, под Ревелем (Таллинном), - 25.10.1937, Хот-Спрингс (похоронен в Ричмонде), штат Виргиния, США], князь, театр, деятель, режиссёр, критик, мемуарист. Внук декабриста С. Г. Волконского и правнук гр. А. Х. Бенкендорфа. В 1884 окончил историко-филологич. факультет Петерб. университета. В 1899-1901, будучи директором имп. театров, задумал широкий круг реформ, оказывал поддержку новациям М. М. Фокина, начал решительное обновление репертуара (постановки опер Р. Вагнера, балетов - «Арлекинада», «Времена года», «Испытание Дамиса», «Камарго», «Царь Кандавл»), привлёк к работе в театре художников группы «Мир искусства» А. Н. Бенуа , Л. С. Бакста, В. А. Серова, К. А. Коровина, Е. Е. Лансере. Назначил балетмейстером Большого театра А. А. Горского. Вынужден был подать в отставку из-за конфликта с М. Ф. Кшесинской. С 1910-х гг. в ж. «Аполлон», «Студия», «ЕИТ», «Русская художественная летопись», «Русская мысль» выступал в поддержку новых течений в искусстве. В 1910 познакомился с методом муз.-ритмич. воспитания (ритмикой) Э. Жак-Далькроза, а также с системой выразит. жестов Ф. Дельсарта и стал активным пропагандистом их учения. Был последовательным противником классического балета и «свободного» танца А. Дункан , полагая осн. принципом выразительности точную передачу ритма музыкального в ритме телесном. В 1912-14 директор Курсов ритмич. гимнастики в Петербурге, открытых при содействии Жак-Далькроза, командировавшего туда своих учеников, в т. ч. В. А. Альванг ( Гринер ). Издатель-ред. «Листков Курсов ритмич. гимнастики» (1913-14). Автор и реж.-постановщик спектакля-пантомимы «1914» (1915, Мариинский театр ). После 1917 преподавал ритмику, мимику, выразительную речь в театр. студиях Москвы («Габима», Гос. институт муз. драмы, Пролеткульт) и Петрогр. театр, балетном училище. Педагог Ритмич. института в Москве. Чл. дирекции Большого театра (1918-19), чл. директории Гос. института муз. драмы (1919-20). В 1921 эмигрировал. С 1926 жил в Париже. Был постоянным сотрудником газ. «Последние новости», писал рецензии (о выступлениях А. и К. Сахаровых), А. П. Павловой, С. Лифаря, труппы Русский балет Дягилева , балетов К. Йосса), чл. жюри конкурсов балета «Международные архивы танца» (Париж, 1932). Преподавал ритмику, мимику артистам мн. балетных школ, в т. ч. студий Кшесинской, В. А. Трефиловой, Ю. Кутыриной (Париж), К. Йосса (Лондон). Сотрудничал в ж. «Числа», «Современные записки», «Звено» и др. С 1932 директор Русской конс. в Париже. Автор статей и книг по вопросам выразительного движения, а также лит. произведений, мемуаров, книг по философско-религиозным вопросам, рус. истории и культуре.
Соч.: Человек и ритм, «Аполлон», 1911, № 6; Ритм в сценическом искусстве, «Аполлон», 1912, № 3-4; Художественные отклики, СПб., 1912; Человек на сцене, СПб., 1912; Выразительный человек, СПб., 1913; Сопоставление, «Листки Курсов ритмической гимнастики», СПб., 1914, № 6; Отклики театра, П., 1914; Законы мимики, «Записки Передвижного общедоступного театра», 1920-21, в. 30-32; Мои воспоминания, т. 1-3, Мюнхен, 1923; тоже. т. 1-2, М., 1992.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ВО..

БОРОВИКОВА

БРИЖИНСКАЯ

БУРМЕЙСТЕР

БУТРИМОВИЧ

ВИНОГРАДОВ

ВИРСАЛАДЗЕ

ВЛАДИМИРОВ

ГАНИБАЛОВА

ГЕЙДЕНРЕЙХ

ГОРБАЦЕВИЧ

ГОРШЕНКОВА

ГРИГОРОВИЧ

ГРИГОРЬЕВА

ДЕВА ДУНАЯ

ЖУЧКОВСКИЙ

(c) Русский балет 2009-2015