А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ВИНОГРАДОВ Олег Михайлович (р. 1.8.1937, Ленинград), артист, балетмейстер, сценарист, художник. Нар. арт. СССР (1983). По окончании ЛХУ (педагог А. И. Пушкин) в 1958-65 в Новосибирском театре, где состоялись его артистич. (в характерных партиях) и балетмейстерские дебюты, а также выступления в качестве театр, художника. Первые пост.: отд. номера в балете «Семь красавиц» (балетм. П. А. Гусев) и новая ред. 1-й картины «Лебединого озера». С 1963 ассистент балетмейстера Новосибирского театра. В 1968-72 балетм. Театра им. Кирова. В 1973-77 гл. балетм. Ленинград. Малого театра. С 1977 худ. рук. и гл. балетм. Театра им. Кирова. Пост.: «Золушка» (1964, Новосибирск; 1968, Одесса; 1973, Дрезден; 1977, Ленингр. Малый театр; 1983, Будапешт); «Ромео и Джульетта» (1965, Новосибирск; 1971, София; 1976, новая ред., Ленингр. Малый театр), «Асель» В. А. Власова (1967, Большой театр); в Театре им. Кирова - «Горянка» М. М. Кажлаева (1968; новая ред. 1970, 1973; под назв. «Асият», 1984), балет-оратория на муз. С. С. Прокофьева «Александр Невский», Двое» А. Д. Меликова (оба 1969), «Зачарованный принц» Б. Бриттена (1972), «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова (1979, совм. с Д. А. Брянцевым), «Фея Рондских гор» на муз. Э. Грига, «Ревизор» А. В. Чайковского (оба 1980), «Витязь в тигровой шкуре» А. Д. Мачавариани (1985; междунар. приз «Золотая танцовщица Пикассо» на фестивале в Чикаго, 1987), «Броненосец «Потёмкин»» Чайковского (1986), «Петрушка» (1990; экранизирован на ТВ в 1990); «Коппелия» (1992), «Тщетная предосторожность» (1994); в Ленингр. Малом театре - «Тщетная предосторожность» Ф. Герольда (1971; Одесса, 1973; Саратов, 1971; Берлин, «Комише опер», 1974; Фрунзе, 1976; Рига, 1978; Минск, 1979; Таллинн, 1980), «Коппелия» (1973); «Ярославна» Б. И. Тищенко (среж. Ю. П. Любимовым, 1974), «Педагогическая поэма» В. М. Лебедева (с балетм. Л. С. Лебедевым, 1977). Автор сценич. оформления балета «Ярославна». Уже в первых работах В. нашёл оригинальные хореогр. решения. Развивал идеи хореографов-новаторов 50-х - нач. 60-х гг., ратовавших за сквозное танц.-действенное развитие спектакля, за образно-поэтич. симфонич. танец. Однако содержание следующих пост. вызвало необходимость возвращения в балет пантомимы, и В. сочетал бытовые сцены с картинами поэтич. обобщений, решёнными средствами классич. и характерного танца. Одна из важнейших тем творчества В. - протест против бездуховности и варварства. Антитезой «личность и толпа» определяется драматургия «Золушки», «Ромео и Джульетты», «Горянки», «Ярославны», «Петрушки». Интересы хореографа многообразны - он обращается не только к сказке и трагедии, но и к балетной сатирич. комедии, водевилю. В. смело экспериментирует в создании новой пластич. лексики и в то же время с блеском ставит танц. композиции в классич. стиле, создаёт оригинальные версии балетов наследия («Тщетная предосторожность» и «Коппелия»). Хореогр. почерку В. свойственны графичность, конструктивизм. Ещё в годы рук. Ленингр. Малым театром В. начал осуществлять замысел возрождения и сохранения лучших спектаклей классического наследия, развив его в Театре им. Кирова. В репертуар театра В. включает также и произведения зап. балетмейстеров. Сценарист и реж. (с Ю. В. Серовым) телефильма-концерта «Гран па в белую ночь» (1987). В 1990 основал в Вашингтоне «Универсальную академию балета», в которой фундаментом преподавания стала петерб. школа. Организовал Санкт-Петербургский Театр камерного балета (1994). Гос. пр. РСФСР (1970). Пр. Мариуса Петипа (1978, Париж), пр. им. Лоренса Оливье (1990, Великобритания), почётное звание «Шевалье» (1990, Франция).
Соч.: Диалоги [с Г. В. Томсон], в кн.: Музыка и хореография современного балета, в. 1, Л., 1974; Союз музыки и танца [диалог с С. Слонимским], там же, в. 2, Л., 1977; Два спектакля (Из опыта балетмейстера), там же; Создание балета, «Аврора», 1978, № 12; Гордость отечественной хореографии, «СБ», 1983, № 3; Метаморфозы балетного спектакля, «Т», 1984, № 3; Белые лебеди летят на Запад?, «ТЖ», 1990, № 13.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ВИ..

БЕРНАДЕЛЛИ

БОГОМОЛОВА

БОЛЬШАКОВА

БОРОВИКОВА

БРИЖИНСКАЯ

БУРМЕЙСТЕР

БУТРИМОВИЧ

ВИРСАЛАДЗЕ

ВЛАДИМИРОВ

ВОЛКОНСКИЙ

ГАНИБАЛОВА

ГЕЙДЕНРЕЙХ

ГОРБАЦЕВИЧ

ГОРШЕНКОВА

ГРИГОРОВИЧ

(c) Русский балет 2009-2015