А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ВАЙНОНЕН Василий Иванович [8(21).2.1901, Петербург - 23.3.1964, Москва], балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1939). По окончании Петрогр. хореогр. училища (педагог В. И. Пономарёв) в 1919-38 артист, затем (с 1935) и балетм. Ленингр. театра оперы и балета (Театра им. Кирова), в 194650 и 1954-58 - Большого театра. В первые годы артистич. деятельности исполнял характерные и гротесковые партии: Арап («Петрушка»), Паяц («Фея кукол»). Сатир («Времена года»). В 20-е гг. начал выступать как балетмейстер, пост. ряд конц. номеров. В 1930 пост. (совм. с В. П. Чеснаковым и Л. В. Якобсоном) балет «Золотой век» Д. Д. Шостаковича, обнаружив стремление к характерности, гротеску, умение перевести бытовую пластику в танцевальную. воплотить в ней совр. и историч. признаки эпохи. В балете «Пламя Парижа» (1932, Театр им. Кирова. новая ред. 1936; 1933, Большой театр; 1947, там же. Гос. пр., 1947: 1960, там же; в 1950 пост. в Будапеште) сочинил танцы разл. районов Франции времён Великой франц. революции, ставшие средством характеристики социально-историч. среды, нар. масс, впервые в истории русского балета занявших ведущее место на сцене. В балете сказалось влияние режиссуры массовых зрелищ первых послереволюц. лет, стремление к сюжетному действию, решённому пантомимой, что подготовило эстетику драмбалета. Теме современности, воплощённой средствами сценически обработанного нар. танца и пантомимы, посв. и др. балеты В.: «Партизанские дни» (1937), «Милица» (1947, оба Б. В. Асафьева, Театр им. Кирова), «Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа (1952, Новосибирский театр). Оригинальная версия балета «Щелкунчик» (1934 и 1954, Театр им. Кирова; 1939, Большой театр; 1950, Будапешт), созданная на основе традиций рус. академич. балета, вошла в золотой фонд совр. хореографии. В. также принадлежат новые ред. классич. балетов: «Раймонда» (1938, Театр им. Кирова), «Арлекинада» (1945, Минский театр), «Спящая красавица» (1952, Новосибирский театр). Др. пост.: «Мирандолина» С. Н. Василенко (1949, Большой театр: 1965, Театр им. Навои), «Гаянэ» (1957, Большой театр), танцы в опере «Проданная невеста» Б. Сметаны (1948, Большой театр; Гос. пр. СССР, 1949). В. принадлежит сценарий балета «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина (1960, Большой театр, совм. с П. Г. Маляревским). Ставил танцы в операх, конц. номера.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ВА..

БЕРИЛОВА

БОГДАНОВ

БОЯРСКИЙ

БРОДСКАЯ

БУБЛИКОВ

БУЛГАКОВ

ВАГАНОВА

ВАЛИТОВА

ВАЛЬБЕРХ

ВАРЛАМОВ

ВАСИЛЬЕВ

ВЕДЕНЕЕВ

ВИЛЬТЗАК

ВОРОБЬЁВ

ГАВРИЛИН

(c) Русский балет 2009-2015