А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ВАСИЛЕНКО Сергей Никифорович [18(30).3.1872, Москва - 11.3.1956, там же], композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1939), нар. арт. РСФСР (1940). Доктор искусстведения (1943). В 1901 окончил Моск. конс. (педагоги - С. И. Танеев, М. М. Ипполитов-Иванов). Среди соч. балеты: «Нойя» (балет-пантомима, 1923), «Иосиф Прекрасный» (по библ. сюжету, 1925, Экспериментальный театр, Москва, балетм. К. Я. Голейзовский), «В солнечных лучах» (оба - на основе собств. одноим. симф. сюиты, 1926, Одесский театр, балетм. тот же), «Лола» (1926, 2-я ред. с включением соч. исп. композиторов, «муз. монтаж» В. А. Эдельмана, оркестровка В. А. Оранского - 1943, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер, совм. с реж. И. М. Тумановым), «Цыганы» (по А. С. Пушкину, 1937, Моск. худож. балет, балетм. Н. С. Холфин), «Мирандолина» (по К. Гольдони, 1949, Большой театр, балетм. В. И. Вайнонен). Работая в период эвакуации в Ташкенте, способствовал развитию проф. узбекской муз. культуры; в Театре им. Навои пост. его балет «Акбиляк», осн. на нац. муз. материале (1943, балетм. Ф. В. Лопухов, М. Т. Тургунбаева, Е. Н. Барановский; 1951, новая ред. под назв. «Озодачехра», балетм. П. К. Йоркин). Балетную музыку В. отличает ярконац. характерность; в отличие от традиции рус. условного «ориентализма», композитор во мн. соч. использует подлинную нар. музыку индусов, индокитайцев, индейцев, которую изучал и собирал во время путешествий. В балетах 1920-х гг. проявились прежние увлечения В. символистско-модернистскими мотивами, соответствовавшие экспериментаторским поискам Голейзовского (особенно в балете «Иосиф Прекрасный»). Для него же В. создал танц. сюиты «Четыре танца» (1932) и «Карусель» (1933). Сотрудничество с Холфиным в балете «Треуголка» (В. принадлежит новая муз. ред. одноим. балета М. де Фальи с включением др. его соч., нар. исп. мелодий, музыки И. Альбениса, пост. 1936, Москва) и особенно - «Цыганы» ознаменовало отход от сюитной драматургии к «симфонизированному» балету в традициях Б. В. Асафьева. Наиб. ярким соч. В. стал балет-комедия «Мирандолина» с его ясной, блещущей остроумием и игрой фантазии музыкой итал. характера [использован материал его 3-й (Итальянской) симфонии для домброво-балалаечного орк. с духовыми; 1934]. К достижениям В. относится богатая колористич. оркестровка, продолжающая традиции Н. А. Римского-Корсакова и муз. импрессионизма. Осуществил также новую ред. балета «Эсмеральда» (совм. с Р. М. Глиэром, 1950, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Бурмейстер). С 1906 преподавал в Моск. конс. (с 1907 проф.). Гос. пр. СССР (1947) за «Балетную сюиту» (на основе «Мирандолины», 1946).
Соч.: Воспоминания, М., 1979.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ВА..

БАЛАСАНЯН

БАЛТАЧЕЕВ

БЕЛИНСКИЙ

БОГАТЫРЁВ

БОГДАНОВА

БОЯРЧИКОВ

БРЕГВАДЗЕ

ВАСИЛЬЕВА

ВАСЮЧЕНКО

ВЕЧЕСЛОВА

ВОЛОЧКОВА

ВОЛЫНСКИЙ

ВОРОБЬЁВА

ГАЛИЧАНИН

ГЕРШУНОВА

(c) Русский балет 2009-2015