А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович (р. 18.4.1940, Москва), артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1973). Муж Е. С. Максимовой. По окончании МХУ (педагог М. М. Габович ) в 1958-88 ведущий солист Большого театра. Первые партии В. - Данила (1959) и проникнутый юмором и озорством почти скоморошьей игры образ Иванушки («Конёк-горбунок», 1960, балетм. А. И. Радунский , первый исполнитель). Обладая редким даром пластич. перевоплощения, В. подчиняет танец стилистике образа. Носитель лучших традиций русского балета, В. постиг все тонкости и совр. хореографии. Он станцевал одержимого любовью Меджнуна («Лейли и Меджнун», 1964, балетм. К. Я. Голейзовский , первый исполнитель), создав яркий образ восточного принца из легенды. В партии Петрушки («Петрушка», 1964, балетм. К. Ф. Боярский , по М. М. Фокину) артист сочетал подчёркнутую «кукольность», гротесковую механичность движений с трагизмом душевных состояний. В новом воплощении партии Базиля (1961) поразил дерзким сочетанием виртуозных комбинаций. Большая удача В. - партия Щелкунчика-принца (1966, балетм. Ю. Н. Григорович , первый исполнитель). Вначале механические, резкие и отрывистые движения становятся по мере развития темы одухотворёнными, широкими, мужественными и певучими, чистота танц. рисунка отражает чистоту души героя. По-новому решил В. партию Ромео (1973), показав духовную эволюцию юноши от весёлых проказ в начале спектакля до трагич. прозрений в финале. В партии Дезире (1973, балетм. Григорович, первый исполнитель) В. ищет поэтически-действенное начало романтич. образа. Своё прочтение классич. партии предложил он и в роли Альберта (1964). Выдающаяся работа артиста - партия Спартака (1968, балетм. Григорович, первый исполнитель; Лен. пр., 1970). Танец Спартака-В. кажется пластич. символом героич., светлых порывов и стремлений. Др. партии: Пан («Вальпургиева ночь»), Юноша («Шопениана»), Принц («Золушка»), Лукаш («Лесная песня»), Паганини, Фрондосо, Иван Грозный; Сергей («Ангара», 1976, балетм. Григорович, первый исполнитель; Гос. пр. СССР, 1977). В. танцевал в балетах зарубежных хореографов: Петрушка (1977, балетм. М. Бежар, первый исполнитель, «Балет XX века», Брюссель), профессор Унрат («Голубой ангел», 1987, балетм. Р. Пети, Марсельский балет). Пульчинелла («Пульчинелла», балетм. Л. Ф. Мясин , театр «Сан-Карло», Неаполь), Барон («Парижское веселье», балетм. тот же, там же) и Зорба («Грек Зорба», балетм. Лорка Мясин, театр «Арена ди Верона») - все 1988, Нижинский («Нижинский», на сб. муз., 1989, реж. Б. Манегатти, театр «Сан-Карло»), В. неоднократно был назван лучшим танцовщиком эпохи, с его именем связаны высшие достижения в области мужского танца. Постоянный партнер Максимовой. Пост. балеты: «Икар» (1971, Большой театр. на сцене КДС; новая рел. 1976. там же. В. Икар), «Эти чарующие звуки...» на муз. Дж. Торелли, А. Корелли, Ж. Ф. Рамо, В. А. Моцарта (1978. там же; экранизирован на ТВ в 1981), «Макбет» К. В. Молчанова (1980, там же; 1981, Новосибирск; 1984, театр Штаатсопер, Берлин; 1986, Нац. оперный театр, Будапешт; 1990, Театр балета КДС; В. - Макбет, первый исполнитель), «В честь Галины Улановой» (1981, крнц. зал «Плейель», Париж), «Я хочу танцевать» на муз. рус. комп. и «Фрагменты одной биографии» на муз. аргент. комп. (1983, Центр, конц. зал «Россия», В. - первый исполнитель гл. партий; балеты экранизированы на ТВ в 1985), «Анюта» на муз. В. А. Гаврилина (1986, театр «Сан-Карло», Неаполь, В. Пётр Леонтьевич, первый исполнитель; 1986, Большой театр; 1986, Рига; 1987, Челябинск; 1989, Казань; 1990, Пермь), «Ромео и Джульетта» (1990, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко ), «Золушка» (1991, Театр балета КДС, В. - Мачеха, первый исполнитель), «Дон Кихот» (1991, «Америкен балле тиэтр»; 1994, Театр балета гос. Кремлевского дворца). Пост. оригинальные телебалеты «Анюта» (1982, В. Пётр Леонтьевич; Гос. пр. РСФСР, 1984) и Дом у дороги» Гаврилина (1984, В. - Андрей). В. - балетм., реж. (совм. со сцен. Б. В. Ермолаевым) и исполнитель гл. роли в худож. фильме «Фуэте» (1986). Пост. на ТВ телефильм Евангелие от лукавого» (1992, В. - балетм. и исполнитель гл. роли). Снимался в кинофильмах-балетах «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961) и «Спартак» (1976); в телебалете «Трапеция» (1970), в телефильме «Жиголо и Жиголетта» (1980, В. - Сид, драм. роль, балетм. В.), в худож. фильме-опере «Травиата» Дж. Верди (1982, реж. Ф. Дзеффирелли, Италия). Творчеству В. и Максимовой посв. телефильмы Дуэт» (1973), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), франц. видеофильм «Катя и Володя» (1989). В 1982 окончил балетмейстерское отд. ГИТИСа. С 1982 педагог, в 1986-95 зав. кафедрой хореографии ГИТИСа, проф. с 1990. Гос. пр. России (1991). Гран при Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1964). Пр. В. Нижинского (1964) и пр. М. Петипа (1972, обе Париж). В честь В. в 1993 в Москве прошел Фестиваль балета и музыки. С 1995 худ. рук.-директор Большого театра.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ВА..

БУБЛИКОВ

БУЛГАКОВ

ВАГАНОВА

ВАЙНОНЕН

ВАЛИТОВА

ВАЛЬБЕРХ

ВАРЛАМОВ

ВЕДЕНЕЕВ

ВИЛЬТЗАК

ВОРОБЬЁВ

ГАВРИЛИН

ГАЕВСКИЙ

ГАЛЕЦКАЯ

ГЕПТАХОР

ГЗОВСКАЯ

(c) Русский балет 2009-2015