А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


УЛАНОВА Галина Сергеевна [р. 26.12.1909 (8.1.1910), Петербург], артистка, педагог. Народная артистка СССР (1951). Дважды Герой Соц. Труда (1974, 1980). Отец У. - артист и режиссёр балета, мать - артистка, педагог. В 1928 У. окончила ЛХУ (занималась у своей матери М. Ф. Романовой и в выпускном классе у А. Я. Вагановой). На выпускном спектакле выступила в «Шопениане» (вальс и мазурка) и в па де де феи Драже и принца из «Щелкунчика». В том же году принята в труппу Ленингр. театра оперы и балета. Дебютировала в партии принцессы Флорины («Спящая красавица»). В 1944-60 солистка Большого театра. Ещё в начале деятельности У. критики писали о полной слитности в её исполнении танц. техники, драматической игры, пластики. Не нарушая строгой чистоты линий и форм классического танца, она наполняла их трепетным настроением, придавала грацию и музыкальность простым, обыденным действиям, а самым сложным и технически изощрённым танц. движениям непринуждённость и выразительность естеств. человеческого жеста. Особый характер виртуозности стиля У. в том, что движение не прерывалось, не заканчивалось, а как бы постепенно угасало, «растворялось» в воздухе. Это особое искусство пластич. замедлений, замираний, затиханий создавало танц. туше, пианиссимо, тонкую выразительность. У. не чеканила движения и позы, её танец лился легко, отражая малейшие нюансы внутренней жизни героинь, оттенки их настроений. Совершенная классическая танцовщица, У. не только была замечательной исполнительницей партий Одетты-Одиллии (впервые в 1929), Авроры (1929), Маши («Щелкунчик», 1934, балетм. В. И. Вайнонен, первая исполнительница), создательницей неповторимого образа Жизели (1932), но и артисткой, доказавшей возможность «перевода» на язык танца произв. великих поэтов, выражающих глубокое философское содержание, силу человеческих страстей и переживаний. Развитие творчества У. - постепенное движение от лирики к трагедии. Со временем в хрупкой и беззащитной Марии («Бахчисарайский фонтан», 1934, балетм. Р. В. Захаров, первая исполнительница) появились черты непримиримости, в нежной Джульетте (1940, Театр им. Кирова, балетм. Л. М. Лавровский, первая исполнительница; 1946, Большой театр, балетм. тот же, Гос. пр. СССР, 1947) - страсть и воля. Вершина трагедийного искусства У. - сцена сумасшествия в балете «Жизель». В репертуаре У. партии: Комсомолка («Золотой век», 1930, балетм. Вайнонен, Л. В. Якобсон, В. П. Чеснаков, первая исполнительница), Сольвейг («Ледяная дева»), Царь-девица («Конёк-Горбунок»), Актриса («Пламя Парижа»), Диана («Эсмеральда», 1935, балетм. Ваганова, первая исполнительница), Корали («Утраченные иллюзии», 1935, балетм. Захаров, первая исполнительница), Раймонда; Золушка (Гос. пр. СССР, 1946), Параша («Медный всадник»), Тао Хоа (Гос. пр. СССР, 1950), Катерина («Сказ о каменном цветке», 1954, балетм. Лавровский, первая исполнительница), 7-й вальс, ноктюрн и мазурка («Шопениана»); конц. номера (в скобках фам. балетмейстеров): «Умирающий лебедь» на муз. К. Сен-Санса (М. М. Фокин), «Элегия» на муз. С. В. Рахманинова (К. Я. Голейзовский), «Вальс» на муз. А. Г. Рубинштейна (Захаров), «Liebestraume» («Грёзы любви») на муз. Ф. Листа (А. Д. Шуйский), «Ноктюрн» («Голубь мира») на муз. Р. Шумана (В. М. Чабукиани), «Слепая» на муз. М. Понса - Я. Хейфеца (Якобсон), «Русская» на муз. П. И. Чайковского (А. А. Горский). С 1960 балетм.-репетитор Большого театра. В разные годы у неё совершенствовали своё искусство С. Д. Адырхаева, В. В. Васильев, Н. А. Грачёва, А. Ю. Кондратов, Е. С. Максимова, А. А. Михальченко, И. С. Прокофьева, М. А. Сабирова, Л. И. Семеняка, И. Л. Семизорова, Н. В. Тимофеева. Снималась в худож. фильме «Солистка балета» (1946), в кинофильмах-концертах «Большой концерт» (1951), «Концерт мастеров искусств» (1952), «Мастера русского балета» (1953), в кинофильме-балете «Ромео и Джульетта» (1954). Её творчеству посв. док. фильм «Галина Уланова» (1963) и телефильм «Мир Улановой» (1981). Гос. пр. СССР (1941), Лен. пр. (1957). Создательница образов огромного масштаба, воплощавшая в танце сложнейшие драматич. коллизии, развивавшая принципы и традиции рус. хореогр. школы, У., великая русская балерина, завоевала всемирное признание. Награждена международными наградами: Пр. Анны Павловой Парижской Академии танца (1958), пр. Оскара Парселли «Жизнь ради танца» (1988, Милан). 16 ноября 1981 в Париже состоялся организованный ЮНЕСКО торжеств, вечер, посв. У., был исполнен балет «В честь Улановой» (балетм. Васильев). В Стокгольме установлена скульптура У. (скульптор Е. А. Янсон-Манизер, 1984), в Санкт-Петербурге - бронзовый бюст (скульптор М. К. Аникушин, 1984). Почётный член Амер. Академии искусств и наук; Командорский орден за заслуги в области искусства и литературы (Франция, 1992).
Соч.: Школа балерины, «Нов. мир», 1954, № 3; Выразительные средства балета, «СМ», 1955, № 4; «Жизель», «Т», 1955, № 5; Начало. «Нева», 1956, № 5; Рассказ о моей работе, «Юность», 1957, № 1; Памяти Л. Якобсона, в сб.: Музыка и хореография совр. балета, в. 2, Л., 1977; Душа движения - движение души, «Смена», 1980, № 1; Весной, в мае, «Т», 1983. №6.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
УЛ..

ТАНКРЕД

ТАРАНДА

ТАРАСОВ

ТАУЛАТО

ТИХОНОВ

ТИЩЕНКО

ТЮНТИНА

УМРИХИН

УРУСОВА

УРЮПИНА

ФЁДОРОВ

ФАБИАНИ

ФАДЕТТА

ФЕДОТОВ

ФЕНСТЕР

(c) Русский балет 2009-2015