А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


СТУДИЯ (итал. studio, от лат. studeo - усердно тружусь), хореографическая, форма организации учебного или экспериментального танц. коллектива. С. объединяет группу единомышленников, связанных общностью эстетич. устремлений. Во главе С. стоит лидер, отстаивающий, как правило, нетрадиц. направление в развитии хореогр. искусства. С. могут преобразовываться в балетные коллективы, театры, ансамбли. Но бывает и так, что С., исчерпав себя в эксперименте, прекращает деятельность. В России первые С. стали создаваться в 1900-х гг., после приезда в 1904 А. Дункан. В эти годы наибольшее значение имела студия Э. И. Рабенек (Книппер-Рабенек), открывшаяся в Москве в 1910, дававшая спектакли («Хризис» Р. М. Глиэра, 1912), гастролировавшая в 1912-13 в Германии (здесь была известна как труппа Э. Тельс). Несомненное влияние на развитие С. оказывали и курсы ритмич. гимнастики Э. Жак-Далькроза, открывшиеся в 1911 в Петербурге и Москве. Большинство руководителей студий поначалу обучались дунканистскому танцу или ритмич. гимнастике, а чаще и тому и другому. В 1910-х гг. стали открываться частные школы классического танца (наиболее известны школы Л. Р. Нелидовой-Барто, В. И. Мосоловой, Л. Н. Гейтен, М. М. Мордкина и А. М. Шаломытовой, К. А. Бека). На их основе также нередко возникали С., где обучение и постановки были близки балетным традициям. Особое развитие С. получили после Окт. революции, причём наибольшее число их было в Москве. Известны были моск. С.: школа и студия дунканистки Ф. Беаты (в 1910-х гг.); Студия Веры Майя; Студия искусств движения Л. Н. Алексеевой, называвшей своё направление «гармонической гимнастикой»; С. синтетич. танца И. С. Чернецкой, работавшей над танцем, объединявшим разные виды пластики, и создавшей многочисл. спектакли; С. ритмопластики Н. С. Познякова (в 1921 в Харькове, в 1923 - в Москве); Моск. школа Айседоры Дункан и Ирмы Дункан с 1921; С., возглавляемая В. И. Цветаевой; хореомастерская Н. А. Глан (с 1924); С., возглавляемая И. Быстрениной. В Петрограде наибольшей известностью пользовались развивавший традиции дунканизма «Гептахор», а также студии З. Д. Вербовой, Т. Глебо-вой. В рамках студийного движения работали также К. Я. Голейзовский с его Моск. Камерным балетом, Л. И. Лукин (Свободный балет), а в Петрограде Г. М. Баланчивадзе (Дж. Баланчин, Молодой балет). К классич. направлению принадлежала школа и труппа Э. И. Элирова Молодой балет (во 2-й пол. 1920-х гг. Вольный балет). Из студии Мордкина вырос возглавляемый Н. С. Греминой и Н. Н. Рахмановым «Драмбалет». Примыкал к студийному движению также «Мастфор» Н. М. Фореггера. Активное участие в деятельности С. принимали артисты и хореографы А. А. Румнев, Э. И. Мей, В. Ф. Друцкая, З. И. Тарховская, И. Дубовская. Эти С. отличались своей эстетич. программой, худож. приёмами; поисками нового, смелым экспериментаторством и творч. энтузиазмом. Уже в сер. 1920-х гг. на С. начали оказывать давление. Те из них, которые получили статус гос., нередко искусственно объединялись, многие были закрыты совсем. Тем не менее до конца 1920-х гг. студийная жизнь продолжалась. В 1930-х гг. всё более решительно проявлялось отрицательное отношение к «свободному» (пластич., ритмо-пластич. и др.) танцу, была закрыта Гос. академия худож. наук, поддерживавшая многие начинания в области студийного движения. Постепенно экспериментальная работа в области разных видов пластики стала невозможной, сохранялся только традиц. балет и всё более интенсивно развивались и входили в практику ансамбли нар. танца. Так было пресечено одно из важных направлений развития хореографии в России. Новый этап развития студийного движения относится к 80-90-м гг. Мн. С. обратились к поискам нетрадиц. форм пластики и образности. Из студийных коллективов часто формируются театры танца: театр танца О. В. Бавдилович (Владивосток); Муниципальный театр танца (Пермь, рук. Е. А. Панфилов); театр пластич. драмы «Синтез» (Барнаул, рук. В. Кожихин), «Провинциальные танцы» (Екатеринбург, рук. Л. В. Шульман).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
СТ..

СЕДОВА

СЕМИРА

СЕРДЮК

СЕРКОВ

СИЗОВА

СИМКИН

СОБОЛЬ

СЫЧЁВА

ТАМАРА

ТЕДЕЕВ

УВАРОВ

ФЕЛЬДТ

ФИДЛЕР

ФИЛИНА

ФОКИНА

(c) Русский балет 2009-2015