А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна [5(18).7.1895, Ростов-на-Дону 16.9.1991, - Найак, штат Нью-Йорк, США], артистка. По окончании Петерб. театр. училища (педагог К. М. Куличевская ) в 1913-24 в Мариинском театре (Петрогр. театре оперы и балета); совершенствовалась под рук. А. Х. Иогансон . С 1918 ведущая балерина, исполнительница центр. партий в классич. репертуаре. Изысканная хрупкая красота, одухотворённость и замкнутость придавали сценич. созданиям С. неповторимое своеобразие. Танец С. отличался чёткостью графич. поз, совершенством ломких линий, безусильностью воздушных парений. Все партии С. пронизывала тема опустошённости, неизбежной гибели красоты. Трагич. дар балерины с наибольшей полнотой реализовался в партии Жизели, построенной на контрастах и диссонансах, воспринимавшихся очень современно, и отличавшейся у С. от трактовок, предложенных др. крупнейшими балеринами нач. 20 в. - А. П. Павловой и Т. П. Карсавиной. Причастность искусства С. к экспрессионизму здесь обнаруживалась вполне определённо. Трактовка С. оказала мощное влияние на традицию исполнения партии Жизели. С. верна трагич. теме и в др. балетах: «Баядерке», «Эсмеральде», «Спящей красавице», «Лебедином озере», «Щелкунчике», все её героини были заранее обречены - независимо от того, насколько это отвечало характеру исполняемой партии. Др. партии: Рамзея и Аспиччия («Дочь фараона»), Медора; феи Крошек, Сирени, Бриллиантов, Флорина («Спящая красавица»), Китри и Амур («Дон Кихот»), мазурка и 7-й вальс («Шопениана»), Гран па («Пахита»), Пьеретта («Арлекинада»). Духовному становлению С. способствовала дружба с критиком А. Л. Волынским, посвятившим ей серию статей и видевшим в балерине воплощение своего худож. идеала. В 1916 С. участвовала в выступлениях Русского балета Дягилева, в т. ч. в Америке с В. Ф. Нижинским в «Видении розы» и «Сильфидах», па де де принцессы Флорины и Голубой птицы, заменив Карсавину. В 1921 в Лондоне исполнила партию Авроры на премьере «Спящей принцессы» (1921, Русский балет Дягилева ). В 1923 танцевала в театре «Колон» (Буэнос-Айрес). В 1924-32 в парижской Опере. Танцевала «Жизель», а также «Праздничный вечер» и «Пери» (оба балетм. Л. Стаатс), «Творения Прометея» и «Вакх и Ариадна» (оба балетм. С. Лифарь ). В качестве гастролёрши продолжала выступать в Русском балете Дягилева, исполнив партию Кошки («Кошка», 1927, балетм. Дж. Баланчин , первая исполнительница). Выступала в балетах М. М. Фокина «Жар-птица», «Видение розы». Но вся совр. хореография оставалась ей чужда. В 1932-37 гастролировала с разными труппами: Фокина (в Буэнос-Айресе), В. Дандре (быв. труппа Анны Павловой; в Австралии). Покинула сцену в 1937 в связи с начавшейся душевной болезнью. Нек-рое время преподавала классич. танец. С 1939 в США, после обострения болезни находилась в клинике для душевнобольных (1943-63). С 1967 после выздоровления проживала в рус. колонии, организованной графиней А. Толстой под Нью-Йорком. В видеофильме «Жизели мира» запечатлено исполнение С. этой партии с А. Долиным (фрагменты любительских съёмок).
Соч.: Technique for ballet artists , L ., 1967.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

СП..

САНКОВСКАЯ

САРАМЕТОВА

СЕМИЗОРОВА

СЛАВЯНИНОВ

СЛОНИМСКИЙ

СНЕГУРОЧКА

СОЛЯННИКОВ

СТЕПАНЕНКО

СТУКОЛКИНА

ТЕМИРКАНОВ

УКСУСНИКОВ

ФРАНГОПУЛО

ХАНИАШВИЛИ

ХРОМОЙ БЕС

ЦИСКАРИДЗЕ

(c) Русский балет 2009-2015