А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


СЛОНИМСКИЙ Сергей Михайлович (р. 12.8.1932), композитор, музыковед, пианист, педагог. Нар. арт. РСФСР (1987). Канд. искусстведения (1963). В 1955 окончил Ленингр. конс. по классу композиции (педагог О. А. Евлахов). Автор музыковедч. исследований, симф., камерных, хоровых произв., музыки для театра и кино, опер; балета «Икар» (1971, 2-я ред. 1976 - обе Большой театр на сцене КДС, балетм. В. В. Васильев ). На муз. С. пост.: хореогр. миниатюры - «Проходящая красотка», «Фавн и нимфа» (обе 1964, балетм. Л. В. Якобсон ), «Три грации» (1970, балетм. Н. А. Волкова). В опере С. «Мастер и Маргарита» (1972, не пост.) имеется развёрнутая балетная сцена - «Великий бал у Сатаны». Музыка С. отличается ритмич. остротой, широтой мелодич. дыхания. С 1958 преподавал в Ленингр. конс. (с 1976 проф.). Гос. пр. РСФСР (1983).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

СЛОНИМСКИЙ Юрий Иосифович (13.3.1902, Петербург - 23.4.1978, Ленинград), балетовед, драматург-сценарист, педагог. В 1918 учился в Школе рус. драмы в Петрограде, с 1918 брал частные уроки у воспитанников Петерб. театр, балетного училища А. И. Сакселина, В. И. Вайнонена и Г. М. Баланчивадзе (Баланчина). Первые рецензии о балетных спектаклях опубликовал в 1919 под псевд. Мамонтов Ю., будучи студентом юридич. факультета Петрогр. унта. С 1920 начал выступать с лекциями о балете. В 1922-23 работал с Д. Д. Шостаковичем над первым сценарием для балета «Маленькая русалочка» (по мотивам сказок Х. К. Андерсена; не осуществлён). В 1922-24 и 1932-61 науч. сотрудник Ленингр. института истории искусств. Выступал в печати по вопросам теории и практики совр. хореографии. Считал танец главным выразительным средством балета и способом мышления хореографа, был консультантом первых балетмейстерских опытов П. А. Гусева, Б. А. Фенстера, И. Д. Бельского, В. А. Варковицкого, Ю. И. Григоровича, в Ленингр. театре оперы и балета, консультантом вечеров экспериментальной ленингр. группы «Молодой балет». Автор сценариев балетов: «Юность» М. И. Чулаки (по мотивам лит. произв. Н. А. Островского; 1949, Ленингр. Малый театр, балетм. Фенстер ), «Тропою грома» К. Караева (по мотивам романа П. Абрахамса; 1958, Театр им. Кирова, балетм. К. М. Сергеев ), «Берег надежды» А. П. Петрова (1959, там же, балетм. Бельский ). Др. сценарии: «Ночь перед Рождеством» Б. В. Асафьева (по мотивам повести Н. В. Гоголя; 1938, Моск. худож. балет, балетм. Ф. В. Лопухов , В. П. Бурмейстер), «Соловей» М. Е. Крошнера (по мотивам Э. Бядули; совм. с А. Н. Ермолаевым, 1939, Минский театр, балетм. Ермолаев , Лопухов), «Сказка о попе и о работнике его Балде» Чулаки (по сказке А. С. Пушкина; 1940, Ленингр. Малый театр, балетм. Варковицкий ), «К солнцу» А. Калниньша (совм. с Ермолаевым; 1941), «Весенняя сказка» Асафьева (по муз. материалам П. И. Чайковского ; 1947, Театр им. Кирова, балетм. Лопухов), «Семь красавиц» Караева (по поэмам Низами; 1952, Театр им. Ахундова, балетм. Гусев), «Икар» С. М. Слонимского (1971, Большой театр, балетм. В. В. Васильев , худ. рук. Григорович ). С 1932 преподавал в ЛХУ. С И. И. Соллертинским разработал первые печатные программы по спец. предметам; с А. В. Лопуховым и др. педагогами училища работал над учебником «Основы характерного танца» (1939); в 1937 вместе с Ф. В. Лопуховым организовал при училище первое в истории балетного театра балетмейстерское отд., где читал курс анализа балетного спектакля. С 1962 проф. балетмейстерского отд. Ленингр. конс. С. - редактор и автор вступительных статей к кн. «И. Вальберх . Из архива балетмейстера» (1948) и «Ж. Ж. Новерр. Письма о танце и балете» (перевод С., 1965), автор предисловия к кн. «М. Фокин . Против течения» (1962), «Мариус Петипа . Материалы. Воспоминания. Статьи» (1971). Почётный доктор Парижского университета танца (1959).
Соч.: «Жизель», под ред. и с предисл. А. А. Гвоздева, Л., 1926; «Сильфида». (Историко-хореографич. очерк). Л., 1927; «Щелкунчик». 3 изд.. Л., 1936; «Египетские ночи». «Шопениана», «Карнавал» (Либретто и очерк худож. деятельности М. М. Фокина), Л., 1935: «Петрушка» [Либретто], Л., 1935; Мастера балета, К. Дидло , Ж. Перро, А. Сен-Леон, Л. Иванов , М. Петипа, Л., 1937; Сов. балет. Материалы к истории сов. балетного театра, М.-Л., 1950; П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; «Тщетная предосторожность». Л., 1961; «Лебединое озеро» П. Чайковского, Л., 1962; Семь балетных историй. Л., 1967; В честь танца. М.. 1968; Жизель. Этюды. Л., 1969; Балетные строки Пушкина, Л., 1974; Драматургия балетного театра XIX в., М., 1977; Чудесное было рядом с нами. Заметки о петрогр. балете 20-х гг.. Л., 1984.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

СЛ..

РАХМАНИНОВ

РОСЛАВЛЕВА

РУБИНШТЕЙН

САНКОВСКАЯ

САРАМЕТОВА

СЕМИЗОРОВА

СЛАВЯНИНОВ

СНЕГУРОЧКА

СОЛЯННИКОВ

СПЕСИВЦЕВА

СТЕПАНЕНКО

СТУКОЛКИНА

ТЕМИРКАНОВ

УКСУСНИКОВ

ФРАНГОПУЛО

(c) Русский балет 2009-2015