А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


СКАЛЬКОВСКИЙ Константин Аполлонович [6(18).4.1843, Одесса - 6(19).5.1906, Петербург], театральный и балетный критик, историк балета, публицист, коллекционер, административный деятель. Сын рус. историка А. А. Скальковского, брат примадонны петерб. оперы О. А. Скальковской. Писал под псевдонимами: Автор «современной России», Б. Балетоман, С-кий, К, Фолк., Ф., «?» и др. Окончил Институт корпуса горных инженеров (1863), преподавал в Горном институте, был директором горного департамента; автор трудов по горному делу. После 1896 поселился в Париже. Был постоянным сотрудником разл. периодич. изданий: «Рассвет», «Современное слово», «Модный магазин», «Санкт-Петерб. ведомости», «Новое время», «Биржевые ведомости». Колоритную фигуру С., «русского парижанина» (Т. П. Карсавина), резкого на язык и склонного к каламбурам, всегда громко, ни с кем и ни с чем не считаясь, высказывавшего своё мнение, хорошо знал «весь Петербург». Размах и разнообразие административной и лит.-публицистич. деятельности С. поражали современников и одновременно служили мишенью для насмешек. С. - прототип героя юмористич. рассказа А. А. Плещеева «Балетоман». С. -убеждённый сторонник классического танца, поклонник иностранных, преим. итал. балерин. Именно он «открыл» В. Цукки , был инициатором приглашения её в Россию, а затем на имп. сцену. Характерный танец С. недооценивал. Обилие характерных танцев в балетах М. И. Петипа считал уступкой невзыскательному вкусу публики. Владел лёгкой, остроумной, хлёсткой формой изложения. Однако вкус и худож. чутьё иногда подводили С.: в первой постановке «Щелкунчика» он не оценил ни музыки П. И. Чайковского , ни хореографии Л. И. Иванова. С. ратовал за реформу имп. театров, улучшение материального положения балетных артистов, поддерживал талантливую молодёжь. Выступал и как мемуарист. С. собрал большую коллекцию балетных раритетов, перешедшую, по его завещанию, к В. Я. Светлову.
Соч.: Путевые впечатления в Испании, Египте, Аравии и Индии, 1869-1872, СПб., 1873; Балет, его история и место в ряду изящных искусств, 2 изд., СПб., 1886; Новые путевые впечатления. Вдоль и поперек Европы, СПб., 1889; В театр. мире. Наблюдения, воспоминания и рассказы, СПб., 1889; Балет в Париже, в его кн.: В Париже, 4 изд.. СПб., 1902; Первые лит. шаги, в его кн.: Сатирические очерки и воспоминания, СПб., 1902; За год. Воспоминания, ист. очерки, публицистика, СПб.. 1905; Наш балет, в его кн.: Новая книга. Публицистика. экономич. вопросы, путевые впечатления, СПб.. 1904.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

СК..

МИХАЙЛОВСКИЙ

МНИМЫЙ ЖЕНИХ

НОВЫЙ ВЕРТЕР

ОСТРОВ ТАНЦА

ПЛАМЯ ПАРИЖА

ПРИЗРАК РОЗЫ

РОМЕО И ЮЛИЯ

СТЕПАН РАЗИН

ТАРАС БУЛЬБА

ТЕР-СТЕПАНОВ

ТРИ ТОЛСТЯКА

ТРОПОЮ ГРОМА

ФИЛИППОВСКИЙ

ЦАРЬ КАНДАВЛ

(c) Русский балет 2009-2015