А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


СКАЛЬКОВСКИЙ Константин Аполлонович [6(18).4.1843, Одесса - 6(19).5.1906, Петербург], театральный и балетный критик, историк балета, публицист, коллекционер, административный деятель. Сын рус. историка А. А. Скальковского, брат примадонны петерб. оперы О. А. Скальковской. Писал под псевдонимами: Автор «современной России», Б. Балетоман, С-кий, К, Фолк., Ф., «?» и др. Окончил Институт корпуса горных инженеров (1863), преподавал в Горном институте, был директором горного департамента; автор трудов по горному делу. После 1896 поселился в Париже. Был постоянным сотрудником разл. периодич. изданий: «Рассвет», «Современное слово», «Модный магазин», «Санкт-Петерб. ведомости», «Новое время», «Биржевые ведомости». Колоритную фигуру С., «русского парижанина» (Т. П. Карсавина), резкого на язык и склонного к каламбурам, всегда громко, ни с кем и ни с чем не считаясь, высказывавшего своё мнение, хорошо знал «весь Петербург». Размах и разнообразие административной и лит.-публицистич. деятельности С. поражали современников и одновременно служили мишенью для насмешек. С. - прототип героя юмористич. рассказа А. А. Плещеева «Балетоман». С. -убеждённый сторонник классического танца, поклонник иностранных, преим. итал. балерин. Именно он «открыл» В. Цукки, был инициатором приглашения её в Россию, а затем на имп. сцену. Характерный танец С. недооценивал. Обилие характерных танцев в балетах М. И. Петипа считал уступкой невзыскательному вкусу публики. Владел лёгкой, остроумной, хлёсткой формой изложения. Однако вкус и худож. чутьё иногда подводили С.: в первой постановке «Щелкунчика» он не оценил ни музыки П. И. Чайковского, ни хореографии Л. И. Иванова. С. ратовал за реформу имп. театров, улучшение материального положения балетных артистов, поддерживал талантливую молодёжь. Выступал и как мемуарист. С. собрал большую коллекцию балетных раритетов, перешедшую, по его завещанию, к В. Я. Светлову.
Соч.: Путевые впечатления в Испании, Египте, Аравии и Индии, 1869-1872, СПб., 1873; Балет, его история и место в ряду изящных искусств, 2 изд., СПб., 1886; Новые путевые впечатления. Вдоль и поперек Европы, СПб., 1889; В театр. мире. Наблюдения, воспоминания и рассказы, СПб., 1889; Балет в Париже, в его кн.: В Париже, 4 изд.. СПб., 1902; Первые лит. шаги, в его кн.: Сатирические очерки и воспоминания, СПб., 1902; За год. Воспоминания, ист. очерки, публицистика, СПб.. 1905; Наш балет, в его кн.: Новая книга. Публицистика. экономич. вопросы, путевые впечатления, СПб.. 1904.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
СК..

МИХАЙЛОВСКИЙ

МНИМЫЙ ЖЕНИХ

НОВЫЙ ВЕРТЕР

ОСТРОВ ТАНЦА

ПЛАМЯ ПАРИЖА

ПРИЗРАК РОЗЫ

РОМЕО И ЮЛИЯ

СТЕПАН РАЗИН

ТАРАС БУЛЬБА

ТЕР-СТЕПАНОВ

ТРИ ТОЛСТЯКА

ТРОПОЮ ГРОМА

ФИЛИППОВСКИЙ

ЦАРЬ КАНДАВЛ

(c) Русский балет 2009-2015