А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


СЕРГЕЕВ Константин Михайлович [20.2(5.3).1910, Петербург - 1.4.1992, там же], артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1957). Герой Соц. Труда (1991). Занимался на вечерних курсах при ЛХУ (педагоги Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, В. А. Семёнов), затем в самом училище. В 1930 окончил ЛХУ (педагог В. И. Пономарёв). Выступал в труппе И. Ф. Кшесинского, гастролировавшей по стране (1928-29). Партии: Зигфрид, Альберт; Юноша («Шопениана»), Гренгуар («Эсмеральда»), Невольник («Корсар»), Половчанин («Половецкие пляски») . В 1930-61 ведущий классический танцовщик Театра им. Кирова, исполнитель осн. классич. репертуара. Благородство внешнего облика, внимание к актёрской выразительности, культивирование строгой академич. формы танца позволили С. стать лучшим исполнителем ролей лирико-романтич. плана. В поисках нового лирич. героя С., вслед за Б. В. Шавровым, наполнил роли традиц. балетных персонажей психологич. глубиной, правдой чувств. Интерес к сословному положению персонажа - в традициях балета 30-40-х гг. - не мешал всесторонней разработке роли, виртуозной технике актёрского перевоплощения, филигранной игре. Актёрские трактовки С. классич. партий (Зигфрид, Дезире, Альберт, Жан де Бриен) оказали влияние на исполнителей последующих поколений. Выявлению лирич. дарования С. способствовало творческое общение с Г. С. Улановой партнёршей в 30-х - нач. 40-х гг., с которой они составляли дуэт, вошедший в историю русского балета. Гармоничный союз близких по духу актёров дал высокохудожеств. результат в работе над совр. спектаклями, среди которых лучшим был балет «Ромео и Джульетта» (1940, балетм. Л. М. Лавровский; С. - Ромео, первый исполнитель). Мягким лиризмом. одухотворённостью отличались его Вацлав («Бахчисарайский фонтан», 1934, балетм. Р. В. Захаров, первый исполнитель). Принц («Золушка», 1946, балетм. С., первый исполнитель). Добрый молодец («Весенняя сказка», 1947, балетм. Ф. В. Лопухов, первый исполнитель), Евгений («Медный всадник», 1949, балетм. Захаров, первый исполнитель), Андрий («Тарас Бульба», 1955, нов. ред., балетм. Б. А. Фенстер, первый исполнитель). В послевоенный период творч. жизнь С. была связана с Н. М. Дудинской. Их дуэт, соединивший актёров несхожих дарований, способствовал расширению творч. возможностей каждого из участников, обогащал палитру их выразит. средств. Первый исполнитель партий: Актёр («Пламя Парижа», 1932), Коломан («Раймонда», 1938), Пётр («Милица», 1947, все балетм. В. И. Вайнонен), Люсьен («Утраченные иллюзии», 1936, балетм. Захаров), Армен («Гаянэ», 1942, балетм. Н. А. Анисимова), Али-Батыр («Шурале», 1950, балетм. Л. В. Якобсон), Андрей («Родные поля», 1953, балетм. Андреев и Н. М. Стуколкина), Ленни («Тропою грома», 1958, балетм. С.), Арбенин («Маскарад», 1960, балетм. Фенстер). Др. партии: Граф («Лебединое озеро», балетм. А. Я. Ваганова), Голубая птица; Молодой кули и Феникс («Красный мак»), Базиль, Колен; Филипп и Жером («Пламя Парижа»), раб Клеопатры («Египетские ночи»). Гений вод («Конёк-Горбунок»), в миниатюре «Венский вальс» («Хореографические миниатюры»). Высокая театр. культура, владение режиссурой танц. спектакля, эрудиция в области классического танца позволили С. стать балетмейстером. Его постановочная деятельность оказалась многогранной, а созданные им спектакли воспроизводились на мн. сценах в нашей стране и за рубежом. С 1946 балетм., в 1951-55 и в 1960-70 гл. балетм. Театра им. Кирова. Стремясь насытить свои спектакли виртуозным танцем, С. вместе с тем проявлял постоянную заботу о логической оправданности и внешней мотивированности действия, о союзе театр, и хореогр. начал. В балетах С. нашли воплощение злободневные, публицистич. темы - «Тропою грома» (1958), Далёкая планета» Б. С. Майзеля (1963). В поисках психологич. содержательности хореогр. образов обращался к шекспировской драматургии, поставив балет «Гамлет» Н. П. Червинского (1970). Наибольшей удачей оказалась постановка «Золушки» (1946, Театр им. Кирова, Гос. пр. СССР, [947; новая ред., 1964; экранизирована на ТВ в 1985), в которой режиссёрская осмысленность и поэтич. видение дополняли друг друга, а оригинальные танц. характеристики воплощали образность музыкальную. Работа в области классич. наследия, одним из крупнейших знатоков которого являлся С., занимает особое место в его творчестве. Опираясь на опыт Лопухова в создании новых редакций классических балетов, соответствующих требованиям современности, С. сокращал пантомимные сцены, наделял мимические партии танц. характеристиками, учитывал достижения в области дуэтного и сольного танцев, стремился к целостности режиссёрской концепции. Редакции С. балетов «Раймонда» (1948; Гос. пр. СССР, 1949), «Лебединое озеро» (1950; экранизирован в кино в 1968), «Спящая красавица» (1952; экранизирован в кино в 1964; новая ред. 1989) оказались наиболее жизнеспособными, эталонными на данном этапе. В 1973 осуществил в Театре им. Кирова новую ред. балета «Корсар», в 1976 пост. там же балет «Левша» Б. А. Александрова, в 1980 - в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко «Легенду о Жанне д'Арк» Н. И. Пейко, в 1992 - в Большом театре «Корсар». С 1931 преподавал классич. танец, в 1938-40 и с 1973 худ. рук. ЛХУ, с 1991, после преобразования ЛХУ, през. Санкт-Петерб. академии русского балета им. А. Я. Вагановой, вёл курс «Классическое наследие» (с Дудинской). В ЛХУ преподавал актёрское мастерство. Пост. для ЛХУ балеты: «Времена года» (1974), «Аппассионата» (1978), «Карнавал» (1988), «Фея кукол» (1989). В 1985-88 преподавал на Междунар. летнем семинаре в Сплите (Югославия). Пост. за рубежом балеты: «Жизель» (1967, Варшава; 1991, Осака), «Лебединое озеро» (1987, Варшава; 1973, Прага; 1988, Бостон; 1991, Токио), «Золушка» (1978, Прага; 1990, Осака). Снимался в кинофильмах-концертах: «Концерт мастеров искусств» (1952) и «Мастера русского балета» (1953). Для ТВ создал цикл передач «Искусство русского балета», восстановил для ТВ «Карнавал» (1986) и «Египетские ночи» (1988). Автор сцен. телефильмов-концертов: Диалог со сценой» (1988) и «Рождение танца» (1991). Творчеству С. посв. телефильм «Константин Сергеев. Страницы хореографии» (1976). В 1993 учреждён Фонд им. С. Гос. пр. СССР (1946, 1951), почётная пр. Парижской академии танца (1965).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

СЕРГЕЕВ Николай Григорьевич (27.9.1876, Петербург - 23.5.1951, Ницца), артист, режиссёр балета, педагог. Окончил в 1894 Петерб. театр. училище и был принят в Мариинский театр; с 1903 реж., с 1904 солист, с 1914 гл. реж. балетной труппы этого театра; в 1897-1917 педагог Петерб. театр. училища. В 1918 эмигрировал и увёз ряд записей спектаклей Мариинского театра, выполненных по системе В. И. Степанова («Спящая красавица», «Царь Кандавл», «Лебединое озеро», «Дочь фараона», «Щелкунчик», всего более 20; хранятся в Гарвардском университете, США), по которым реконструировал спектакли в разл. труппах, перенося на сцены Зап. Европы лучшие образцы русского балетного академизма. В 1922-24 балетм. Рижского театра. В 1933-38 педагог «Сэдлерс-Уэллс балле». С 1941 рук. школы «Интернешнл балле» (Великобритания), вёл занятия с артистами труппы.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

СЕРГЕЕВ Николай Константинович (24.2.1946, Ленинград 5.8.1973, там же), артист. Сын Ф. И. Балабиной и К. М. Сергеева. Карьеру танцовщика выбрал самостоятельно, вопреки желанию родителей, не отдавших его учиться балету вовремя. Начал заниматься танцем позднее - с 14 лет, но благодаря целеустремлённости, умению трудиться самоотверженно, вскоре восполнил упущенное. Дополнительной сложностью для С. было утвердиться в искусстве вне зависимости от славы родителей. По окончании ЛХУ (педагог Б. Я. Брегвадзе) в 1965-73 в Театре им. Кирова. Виртуозный классический танцовщик. Невысокого роста, крепкого телосложения, по меркам традиционного балетного театра С. был гротесковым танцовщиком. Однако красивое лицо, лучистая улыбка, застенчивость и нежность, которые нельзя было скрыть на сцене, открывали дорогу к лирич. партиям: Вацлав; Принц («Золушка»), Принц («Щелкунчик»). Чаще исполнял партии, в основе которых - виртуозный танец: Базиль; Армен («Гаянэ»), Голубая птица. Лучшая партия - Актеон («Эсмеральда»). Лауреат Всес. конкурса артистов балета в Москве (1969) и Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1968). Погиб в автомобильной катастрофе.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
СЕ..

РУСАНОВ

РЫЖЕНКО

САЛАМБО

САМЦОВА

САПОГОВ

СВЕТЛОВ

СЕМЁНОВ

СИДОРОВ

СИМАЧЁВ

СЛЕПКИН

СМИРНОВ

СОБЦЕВА

СОКОЛОВ

СПАРТАК

СТАТКУН

(c) Русский балет 2009-2015