А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


СЕН-ЛЕОН ( Saint - Leon ) Артюр (наст. имя и фам. Шарль Виктор Артюр Мишель ) (17.9.1821, Париж - 2.9.1870, там же), французский артист, балетмейстер, педагог, скрипач. Учился у своего отца - танцовщика и музыканта Л. Мишеля. Дебютировал как скрипач в 1834 в Штутгарте, как танцовщик в 1835 в Мюнхене. В 1837-47 выступал в Париже, Брюсселе, Турине, Милане, Вене, Лондоне, Берлине, Парме, Флоренции. В 1843 пост. в Риме балет «Маркитантка и форейтор» Роллана. В 1859-69 в России. Пост.: «Сальтарелло» (1859), «Грациелла, или Любовная ссора» (1860) и «Сирота Теолинда, или Дух долины» (1862) - оба Ц. Пуни , «Пакеретта» Ф. Венуа и Пуни (1860), «Севильская жемчужина» Пинто и Пуни (1861), «Пламя любви, или Саламандра» («Фиаметта, или Торжество любви») Л. Ф. Минкуса (1863). Его балет «Конёк-Горбунок» (1864) в первой ред. получил отрицательную оценку прогрессивной критики, гл. обр. из-за верноподданнического финала, где все народы славили царя. Но танц. богатство, возможности, которые балет предоставлял исполнителям (особенно мимистам и характерным танцовщикам), сделали его одним из самых популярных балетов на русской сцене в 19 в. В значительной мере неудачным оказался второй балет С.-Л. на рус. сюжет - «Золотая рыбка» Минкуса (1867). В Париже в 1870 пост. свой лучший балет «Коппелия». Спектакли С.-Л. знаменовали упадок романтич. балета, что проявилось в облегчённости содержания, обилии внешних эффектов, эклектике выразительных средств. В то же время его хореогр. находки как в области виртуозного классич. (преим. сольного), так и характерного танца способствовали развитию техники, обогащению лексики балета. В числе учениц С.-Л. - Ф. Черрито, А. Гранцова . Создатель системы записи танца стенохореографии. Некоторые из записей С.-Л. были расшифрованы франц. балетм. П. Лакотом, который реставрировал ряд танц. номеров (в т. ч. па де сие из балета «Маркитантка», пост. в 1979 в Театре им. Кирова).
Соч.: La stenochoregraphie , ou l'art d'ecrire promptement la danse . P ., 1852.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

СЕ..

САНГОВИЧ

САРКИСОВ

САХАРОВА

СВАДЕБКА

СЕЛЮЦКИЙ

СЕМЁНОВА

СЕМЕНЯКА

СЕРГЕЕВА

СИГАЛОВА

СИЛЬФИДА

СИЛЬФИДЫ

СИМОНОВА

СИТНИКОВ

СМИРНОВА

СМОЛЬЦОВ

(c) Русский балет 2009-2015