А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


СЕМЁНОВА Марина Тимофеевна [р. 30.5(12.6).1908, Петербург], артистка, педагог. Народная артистка СССР (1975). Герой Соц. Труда (1988). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова ) в 1925-29 в Ленингр. театре оперы и балета. В 1930-52 в Большом театре. Партии: Наила («Ручей», 1925, балетм. В. И. Пономарёв , А. Я. Ваганова, первая исполнительница); Повелительница дриад («Дон Кихот»), принцесса Флорина («Спящая красавица») - обе 1925; Одетта - Одиллия, Никия - обе 1926; Аврора (1927), Авдотья-душенька («Крепостная балерина», 1927, балетм. Ф. В. Лопухов , первая исполнительница), Аспиччия («Дочь фараона»), Царь-девица («Конёк-Горбунок») - обе 1928; Раймонда (1929); Кончитта («Комедианты»), Китри - обе 1931; Мирейль де Пуатье («Пламя Парижа», 1933); Эсмеральда, Жизель - обе 1934; Сильфида («Шопениана», 1935), Полина («Кавказский пленник», 1938, балетм. Р. В. Захаров , первая исполнительница), Маша («Щелкунчик», 1939, балетм. В. И. Вайнонен , первая исполнительница), Панночка («Тарас Бульба», 1941, балетм. Захаров, первая исполнительница), Уличная танцовщица («Дон Кихот», 1944), Лиза («Барышня-крестьянка», 1946, балетм. Захаров, первая исполнительница); Царица бала («Медный всадник», балетм. тот же, первая исполнительница), Мирандолина - обе 1949. С успехом выступала также в балетных сценах опер «Руслан и Людмила» (1937, Волшебная дева), «Иван Сусанин» (1939, Нимфа; 1945, Вальс), «Хованщина» (1941, Персидка). Вклад С. в историю русского балетного театра необычайно велик - именно она совершила прорыв в неизведанные сферы классического балета. Почти сверхчеловеческая энергия движений и столь же необыкновенный пространств, размах придавали классич. танцу в исполнении С. некое новое измерение, раздвигали пределы виртуозной техники. При этом С. была женственной в каждый сценический миг, в каждом па, в каждом жесте. Партии в старых балетах - основа и опора её искусства, её конёк, в них она чувствовала себя наиболее свободно, но, главное, она вносила в них то совр. мироощущение, которому были, как правило, чужды новые постановки. Её интерпретации балетов на муз. П. И. Чайковского и А. К. Глазунова поражали артистич. блеском, драматизмом и глубиной. Они были тщательно продуманы, но в них заключалась некая колдовская, стихийная сила. С. от природы был дан дар весёлой дансантности, дар танцевальной шутки. Однако высокая трагедия влекла её больше всего, и в благородной трагедийной манере она танцевала «Лебединое озеро» и «Баядерку». С 1953 педагог-репетитор Большого театра. У неё совершенствовались: С. Д. Адырхаева, Н. И. Бессмертнова, М. В. Кондратьева, Н. В. Павлова , Н. В. Тимофеева, Г. О. Степаненко . В 1951-60 преподавала в МХУ. Гос. пр. СССР (1941). Снималась в кинофильме «Большой концерт» (1951).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

СЕ..

РОМАНОВА

САБИТОВА

САНГОВИЧ

САРКИСОВ

САХАРОВА

СВАДЕБКА

СЕЛЮЦКИЙ

СЕМЕНЯКА

СЕН-ЛЕОН

СЕРГЕЕВА

СИГАЛОВА

СИЛЬФИДА

СИЛЬФИДЫ

СИМОНОВА

СИТНИКОВ

(c) Русский балет 2009-2015