А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


СЕМЁНОВА Марина Тимофеевна [р. 30.5(12.6).1908, Петербург], артистка, педагог. Народная артистка СССР (1975). Герой Соц. Труда (1988). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1925-29 в Ленингр. театре оперы и балета. В 1930-52 в Большом театре. Партии: Наила («Ручей», 1925, балетм. В. И. Пономарёв, А. Я. Ваганова, первая исполнительница); Повелительница дриад («Дон Кихот»), принцесса Флорина («Спящая красавица») - обе 1925; Одетта - Одиллия, Никия - обе 1926; Аврора (1927), Авдотья-душенька («Крепостная балерина», 1927, балетм. Ф. В. Лопухов, первая исполнительница), Аспиччия («Дочь фараона»), Царь-девица («Конёк-Горбунок») - обе 1928; Раймонда (1929); Кончитта («Комедианты»), Китри - обе 1931; Мирейль де Пуатье («Пламя Парижа», 1933); Эсмеральда, Жизель - обе 1934; Сильфида («Шопениана», 1935), Полина («Кавказский пленник», 1938, балетм. Р. В. Захаров, первая исполнительница), Маша («Щелкунчик», 1939, балетм. В. И. Вайнонен, первая исполнительница), Панночка («Тарас Бульба», 1941, балетм. Захаров, первая исполнительница), Уличная танцовщица («Дон Кихот», 1944), Лиза («Барышня-крестьянка», 1946, балетм. Захаров, первая исполнительница); Царица бала («Медный всадник», балетм. тот же, первая исполнительница), Мирандолина - обе 1949. С успехом выступала также в балетных сценах опер «Руслан и Людмила» (1937, Волшебная дева), «Иван Сусанин» (1939, Нимфа; 1945, Вальс), «Хованщина» (1941, Персидка). Вклад С. в историю русского балетного театра необычайно велик - именно она совершила прорыв в неизведанные сферы классического балета. Почти сверхчеловеческая энергия движений и столь же необыкновенный пространств, размах придавали классич. танцу в исполнении С. некое новое измерение, раздвигали пределы виртуозной техники. При этом С. была женственной в каждый сценический миг, в каждом па, в каждом жесте. Партии в старых балетах - основа и опора её искусства, её конёк, в них она чувствовала себя наиболее свободно, но, главное, она вносила в них то совр. мироощущение, которому были, как правило, чужды новые постановки. Её интерпретации балетов на муз. П. И. Чайковского и А. К. Глазунова поражали артистич. блеском, драматизмом и глубиной. Они были тщательно продуманы, но в них заключалась некая колдовская, стихийная сила. С. от природы был дан дар весёлой дансантности, дар танцевальной шутки. Однако высокая трагедия влекла её больше всего, и в благородной трагедийной манере она танцевала «Лебединое озеро» и «Баядерку». С 1953 педагог-репетитор Большого театра. У неё совершенствовались: С. Д. Адырхаева, Н. И. Бессмертнова, М. В. Кондратьева, Н. В. Павлова, Н. В. Тимофеева, Г. О. Степаненко. В 1951-60 преподавала в МХУ. Гос. пр. СССР (1941). Снималась в кинофильме «Большой концерт» (1951).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
СЕ..

РОМАНОВА

САБИТОВА

САНГОВИЧ

САРКИСОВ

САХАРОВА

СВАДЕБКА

СЕЛЮЦКИЙ

СЕМЕНЯКА

СЕН-ЛЕОН

СЕРГЕЕВА

СИГАЛОВА

СИЛЬФИДА

СИЛЬФИДЫ

СИМОНОВА

СИТНИКОВ

(c) Русский балет 2009-2015