А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (до 1991 им. Н. Г. Чернышевского), академический (с 1978). В 1928 в составе оперной труппы Нижневолжского краевого объединения был создан балетный коллектив из 14 проф. артистов. Первым руководителем и балетмейстером стал С. Н. Кеворков, приехавший из Баку вместе с выпускниками своей студии: В. И. Вронским, А. А. Клейном, А. А. Урусовой, В. А. Урусовой. Были приглашены также артисты, имевшие спец. хореогр. образование, часть из них закрепилась в труппе: А. М. Прелатова, Н. Ф. Сафонова, Л. А. Шелагурова. В 1928 показаны первые спектакли: «Лебединое озеро» и «Красный мак» (оба балетм. Кеворков). В 1933 оперный театр преобразован в краевой стационарный театр оперы и балета. К нач. 40-х гг. балетная труппа достигала 60 человек. В составе: А. С. Галкин, Н. И. Довгелли, О. С. Лескина, позже В. Т. Адашевский, А. Е. Арская, Б. С. Борисов, А. Н. Новиков , П. Ф. Петров , Р. А. Славянинов , Р. С. Фёдорова; выпускники хореогр. отд. Саратовского театр. училища: В. А. Дубровина, К. Г. Черменская ; окончившие студию при театре - Л. И. Борель, Б. Я. Брегвадзе , Г. С. Полякова ; ЛХУ - В. Я. Кириллова, Н. А. Максимова . 30-е гг. - время поисков новых путей в хореогр. искусстве, когда зарождается жанр драмбалета, на первый план выходит сюжетная, идейно-драм. линия, социальная тематика. В этом же направлении переосмысливаются либретто, перемонтируются и дополняются партитуры классич. балетов. Саратовский театр не остался в стороне от этих процессов: К. А. Баланотти, ставя «Эсмеральду» (1933), подчёркивает антирелигиозные мотивы, «Корсар» в пост. Вронского носил подзаголовок «Освобождение женщин Востока» и т. д. В поисках новых синтетич. форм балетного театра Кеворков ввёл в «Ференджи» Б. К. Яновского (1935) живую речь, лозунги, радио. Однако уже в след. его спектакле «Бахчисарайский фонтан» (1936) ощущается стремление к утверждению приоритета танца. Из классического наследия пост.: «Дон Кихот» (1937), «Раймонда» (1939, оба балетм. В. А. Кононович ), «Лебединое озеро» (1940, балетм. Л. В. Жуков ), «Спящая красавица» (1941, балетм. К. И. Сальникова), «Соперницы» («Тщетная предосторожность», 1943, балетм. Ю. Н. Рейнике). Этапным в освоении классики стал спектакль «Лебединое озеро» (1947), перенесённый на саратовскую сцену в ленингр. ред. О. Г. Иордан . В 1955 Л. А. Серебровская пост. этот балет в собств. ред., переделав либретто и открыв все муз. купюры. Наряду с классич. балетным наследием ставились произв. совр. композиторов: С. С. Прокофьева - «Каменный цветок» (1964, балетм. А. Р. Томский), «Золушка» (1965, балетм. В. В. Дречин), «Ромео и Джульетта» (1980), балет-оратория «Александр Невский» (1978, оба балетм. Ан. А. Дементьев ), Р. К. Щедрина - «Озорные частушки» (1965, балетм. В. В. Дречин), «Конёк-Горбунок» (1966, балетм. Н. А. Анисимова); А. И. Хачатуряна - «Спартак» (1967, балетм. Е. Я. Чанга), К. Молдобасанова балет-оратория «Материнское поле» (1977), А. Л. Рыбникова - ««Юнона» и «Авось»» (1984, оба Дементьев). На сцене театра впервые поставлены балеты В. В. Ковалёва («Девушка и смерть», 1961, балетм. В. Т. Адашевский), А. М. Чернова («Овод», 1975), Б. П. Шумилова («Баллада двадцатых годов», 1987, оба балетм. Дементьев). В разные годы труппу возглавляли: Кеворков (1928-37), Кононович (1937-39), Рейнике (1943-46), А. Я. Каменский (1948-9), Адашевский (1951-63), А. А. Асатурян (1968-73), А. И. Пантыкин (1973-79), с 1979 - Дементьев. Отд. спектакли ставили: Томский («Конёк-Горбунок» Ц. Пуни , 1945), Т. В. Рамонова («Лауренсия», 1950), В. А. Успенская («Медный всадник», 1952), венгерские балетмейстеры Ж. Кун и В. Фюлёп («Платочек» Е. Кенешшеи, 1956), С. В. Дречин («Стенька Разин» на муз. А. К. Глазунова, 1965), К. А. Есаулова («Сказание об озере» П. Владигерова, 1959), С. А. Павлов («Жизель», 1970), О. М. Виноградов («Лиза и Колен» Ф. Герольда, 1971). В создании спектаклей участвовали дир. А. М. Гофман, Ю. Л. Кочнев (гл. дир. с 1975), А. О. Сатановский, И. Н. Семёнов , В. Г. Широков , Н. А. Шкаровский. Солисты: В. Н. Нестеров , С. В. Пионтковская, С. И. Пионтковский, Л. В. Степанова, Л. А. Телиус, А. Ф. Трушина, М. В. Черкашин , С. А. Чернобровкин. В 1944-48 при театре существовала балетная студия. С 1960 труппа пополняется выпускниками Саратовского хореогр. училища.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

СА..

ГОРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ПРИЕЗД ФЕТИДЫ И ПЕЛЕЯ В ФЕССАЛИЮ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

(c) Русский балет 2009-2015