А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. М. П. Мусоргского, академический (с 1919), открыт в 1918 в здании быв. Михайловского театра (1833, арх. А. П. Брюллов), с 1919 - Гос. академич. театр комич. оперы, с 1921 - Малый петрогр. гос. академич. театр, с 1926 - Ленингр. гос. академич. Малый оперный театр (МАЛЕГОТ), с 1964 Ленингр. Малый театр оперы и балета, с 1989 - им. Мусоргского, с 1991 - совр. назв. К кон. 20-х гг. в театре работала немногочисл. балетная труппа для участия в опереточных и оперных спектаклях. В неё входили Н. А. Анисимова, С. Г. Корень, балетм. А. И. Чекрыгин и др. В 1931 труппу преобразовал, расширил и возглавил Ф. В. Лопухов. 6 июня 1933 был показан первый балетный спектакль - «Арлекинада», затем «Коппелия» Л. Делиба (1934) и «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича (1935, все балетм. Лопухов). Наиболее удачной оказалась постановка «Коппелии». С первых спектаклей определились принципы репертуарной политики коллектива, осн. задачей которой было создание оригинального репертуара, как правило, лирико-комедийного направления. Поиски новых тем, идей, средств хореогр. выразительности определяли пути развития театра. Театр открывал новые имена балетмейстеров, художников, исполнителей. Здесь в разные годы ставили свои первые спектакли Н. Н. Боярчиков, В. А. Варковицкий, П. А. Гусев, Л. М. Лавровский, Л. С. Лебедев, Б. А. Фенстер, И. А. Чернышёв, Б. Я. Эйфман. Второй этап творч. жизни труппы связан с именем Лавровского (худ. рук. в 1935-38). Его лирико-драм. балеты «Фадетта» (1936), «Кавказский пленник» (1938) и комедийный «Тщетная предосторожность» (1937) вписали значительную страницу в историю театра. Среди солистов: З. А. Васильева, Д. А. Голубева, С. П. Дубинин, Н. А. Зубковский, Г. И. Исаева. Г. Н. Кириллова, А. А. Орлов, В. А. Розенберг, М. А. Ростовцев. В спектаклях участвовали артисты Театра им. Кирова - Ф. И. Балабина, Гусев, А. В. Лопухов, Е. Г. Чикваидзе. Успешной была постановка Варковицким гротесково-комедийного балета «Сказка о попе и о работнике его Балде» М. И. Чулаки (1940). В годы Вел. Отечественной войны театр работал в Оренбурге, труппу вновь возглавлял Лопухов, создавший свою версию «Тщетной предосторожности» (1944). С деятельностью Фенстера (худ. рук. в 1945-53, гл. балетм. в 1953-56) связан следующий важный этап в твррч. биографии коллектива. Фенстер начинал ассистентом Лавровского, дебютировал пост. балета «Ашик-Кериб» Б. В. Асафьева (1940). В 1946 поставил один из лучших своих балетов «Мнимый жених» Чулаки, в котором раскрылся талант Кирилловой (Беатриче) и Зубковского (Труффальдино). Труппа подтвердила своё право на создание сложных хореогр. произведений. Принципиальной удачей коллектива стал балет Фенстера на совр. героико-романтич. тему «Юность» Чулаки (1949). Оба балета, созданные в творч. содружестве с дир. Е. М. Корнблитом и худ. Т. Г. Бруни, были удостоены Гос. пр. СССР. Др. пост.: одноактные балеты - «Итальянское каприччио» на муз. П. И. Чайковского (1945, балетм. О. Г. Иордан), «Шехеразада» (1950, балетм. Анисимова); балеты на сказочные сюжеты - «Чудесная фата» С. А. Заранек (1947, балетм. Анисимова), «Доктор Айболит» И. В. Морозова (1948, балетм. Фенстер, Исаева), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» на муз. А. К. Лядова и В. М. Дешевова (1949, балетм. Фенстер, А. Л. Андреев). Труппа активно пополнялась молодыми исполнителями. Среди солистов: Н. Р. Мириманова, В. А. Тулубьев, И. Н. Филипповский, С. К. Шеина. В 1952 театр пригласил Л. В. Якобсона на пост. двух балетов: «Испанское каприччио» на муз. Н. А. Римского-Корсакова и «Сольвейг» (по мотивам скандинавских сказок и легенд) на муз. Э. Грига. Сюжетной основой второго балета Якобсон сделал противостояние ледяного царства с его соблазнами и миражами, жизни простых жителей деревушки, доброте и теплу человеческих отношений. Благодаря хореогр. и постановочной изобретательности балет имел долгий успех. То же отличало и др. значительную работу труппы - «Семь красавиц» К. Караева в пост. Гусева (1953) по поэме Низами (худ. С. Б. Вирсаладзе). Выразительный темпераментный танец соединял классику с вост. фольклором и требовал особого артистизма и мастерства исполнителей, среди которых: Т. Г. Боровикова, В. С. Зимин, М. П. Мазун, Л. П. Морковина, Л. Н. Сафронова, А. С. Хамзин, ставшие затем ведущими танцовщиками. Продолжал постановочную деятельность Фенстер: «Весёлый обманщик» К. В. Корчмарёва, «Барышня-крестьянка» Асафьева (оба 1951), «Двенадцать месяцев» Б. Л. Битова (1954), «Голубой Дунай» И. Штрауса (1956). В 50-е гг. на сцене театра ставятся балеты классич. наследия: «Корсар» (1955, возобн. Гусева), Гран па из «Пахиты» (1957, возобн. К. Ф. Боярского), «Лебединое озеро» (1958, возобн. Боярского и Лопухова). Для молодёжи театра они стали школой мастерства. Ведущее положение в труппе заняли также Ю. П. Литвиненко, Ю. В. Малахов, Г. Н. Пирожная, Г. В. Покрышкина, В. М. Станкевич. В 1959 труппа показала одноактные балеты на муз. Чайковского: «Баллада о любви» (балетм. Лопухов), «Эрос» (балетм. М. М. Фокин), «Франческа да Римини» (балетм. Боярский), в 1960 - одноактные балеты на муз. М. Равеля: «Дафнис и Хлоя», «Вальс», «Болеро» (все балетм. Г. И. Давиташвили). Были возобновлены забытые балеты Фокина - «Петрушка» (1961) и «Жар-птица» (1962). В 1962 Боярский пост. одноактные балеты на муз. Шостаковича: «Встреча», Директивный бантик», «Барышня и хулиган», удачно продолживший поиски совр. темы, начатые в балете «Юность». В традициях хореодрамы был поставлен балет И. И. Шварца по роману И. С. Тургенева «Накануне» (1960, балетм. Боярский). Среди солистов: Боярчиков, Г. Р. Замуэль, Л. П. Камилова, Л. Б. Климова, В. П. Панов, А. М. Сидоров, Л. В. Филина, Н. С. Янанис. 60-е гг. в театре связаны с именем И. Д. Бельского (гл. балетм. в 1962-73). Он возродил жанр комич. балета постановкой «Конька-Горбунка» Р. К. Щедрина (1963), полной иронии и сатиры; создал трагич. балет на рев. тему «11-я симфония» («1905 год») на муз. Шостаковича (1966), показал свою версию «Щелкунчика» (1969). Под рук. Бельского успешно дебютировали начинающий балетм. Боярчиков балетом «Три мушкетёра» В. Е. Баснера (1964) и Чернышёв, поставивший балет «Антоний и Клеопатра» Э. Л. Лазарева (1968), в котором образы, созданные А. Е. Осипенко и Д. И. Марковским, стали выдающимся достижением исполнит. искусства. Плодотворными оказались и постановки др. молодых балетмейстеров: Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва - «Весна священная» (1969); Н. А. Долгушина - «Концерт в белом» (1969), «Размышления», «Моцартиана» (1970), «Ромео и Джульетта» на муз. Чайковского (1971); О. М. Виноградова - «Тщетная предосторожность» (1971); Эйфмана - «Гаянэ» (1972); Замуэля - «В манере Лотрека» Б. И. Архимандритова (1971), «Кармен-сюита» (1972), «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» Е. Иршаи (1973). В 1973-77 труппу возглавлял Виноградов. Он осуществил: пост. балета Б. И. Тищенко «Ярославна» (1974, совм. с реж. Ю. П. Любимовым), ставшую значит. явлением в воплощении рус. история. темы; остросовр. редакции балетов «Ромео и Джульетта» (1976) и «Золушка» (1977); руководил пост. балета молодого балетм. Лебедева «Педагогическая поэма» В. М. Лебедева (1977, по мотивам произв. А. С. Макаренко). В 70-е гг. исполнит. мастерство труппы, включая кордебалет, заметно возросло. Это способствовало появлению на афише классич. спектаклей: «Жизель» (1973), Гран па из «Пахиты» (1975), возобновлённые Долгушиным, «Коппелия» (1973, балетм. Виноградов), «Вечер балетов М. Петипа», куда вошли «Арлекинада» и «Привал кавалерии» И. И. Армсгеймера (1975, возобн. Гусева). Датский хореограф Э.-М. фон Розен впервые перенесла на рус. сцену произв. А. Бурнонвиля: «Сильфиду» Х. Лёвеншелля (1975) и Гран па из балета «Праздник цветов в Дженцано» Э. Хельстеда (1976). Среди солистов: Е. Г. Алканова, Ю. X, Васильков, М. А. Вишневская, Т. Н. Горышина, Долгушин, А. П. Евдокимов, С. А. Козадаев, А. В. Мальгина, А. Н. Малышева, В. С. Муханова, Е. Г. Мясищев, К. А. Новосёлов, В. Б. Островский, П. О. Сталинский, Т. В. Статкун, О. В. Ужинский, Т. И. Фесенко, С. Г. Широких. В 1977 труппу возглавил Боярчиков. Репертуар обогатился оригинальными постановками на лит. и мифологич. основе, широко и современно трактующими конфликты личности и проблемы времени. «Царь Борис» на муз. Прокофьева (1978) по глубине поэтич. и публицистич. мысли становится в ряд самых значительных созданий театра 70-х гг. В 1980 Боярчиков пост. рок-балет «Орфей и Эвридика» А. Б. Журбина, используя джазовый и эстрадный танец. В балетах «Геракл» Н. А. Мартынова (1981), «Разбойники» М. А. Минкова (1982), «Макбет» Ш. Каллоша (1984, совм. с Н. И. Тагуновым) остро встала проблема зла, насилия в обществе, углубился конфликт духовности с бездуховностью. Труппа продемонстрировала способность к постижению ёмких пластич. метафор, философских идей, сложной структуры хореогр. образов. Ряд спектаклей, отличающихся новизной хореографии, создал балетм. Лебедев: «Гадкий утёнок» О. А. Петровой, И. В. Цеслюкевич, А. И. Микиты (1984), «Легенда о птице Доненбай» (1983) и «Джамхух - Сын Оленя» (1986) - оба Ю. А. Симакина. Возобновляются спектакли эпохи хореодрамы: «Слуга двух господ» (1978) и «Фадетта» (1986, оба в новой ред. Боярчикова), осуществлена версия Боярчикова «Ромео и Джульетты» (1988); классический репертуар пополнился «Лебединым озером» (1980) и «Эсмеральдой» (1982), возобн. Боярчиковым. Серьёзным испытанием на мастерство стало для труппы освоение хореографии Дж. Баланчина: «Струнная серенада», «Тема с вариациями». Па де де (все на муз. Чайковского, 1986) и отечеств, премьера балета «Аполлон Мусагет» (1989). Традицию комедийного спектакля продолжил балет «Женитьба» Журбина по Н. В. Гоголю (1986) в пост. Боярчикова, в котором, органично соединив фарс, клоунаду, гротеск, сатиру и водевиль, балетмейстер воплотил тему несоответствия иллюзий абсурдности бытия. Последующие спектакли («Тихий Дон» Л. П. Клиничева, 1988, по М. А. Шолохову, «Петербург» С. П. Баневича, 1992, по А. Белому) подтвердили гл. направленность труппы как лаборатории совр. хореографии. В балетах Боярчикова танцевали: В. К. Аджамов, Р. И. Кузьмичёва, Е. И. Куникова, М. Б. Куршакова, А. С. Линник, Ю. Н. Петухов. И. Ю. Соловьёв, Г. В. Судаков. В труппе также (на 1992): Г. М. Абайдулов, М. А. Завьялов, Н. М. Киричек, И. В. Кирсанова, А. О. Кондрашова, Р. А. Мамин, С. В. Меркулов, К. М. Мясников. В разные годы в пост. балетов участвовали: дир. В. П. Афанасьев, О. М. Берг, Ю. Б. Богданов. П. А. Бубельников, Э. П. Грикуров, А. С. Дмитриев, Г. А. Дониях, В. С. Кожин, Е. М. Корнблит, М. П. Орехов, С. А. Прохоров. Ю. Х. Темирканов, П. Э. Фельд, А. В. Чернушенко, И. Э. Шерман: худ. Н. П. Акимов, М. П. Бобышов, Т. Г. Бруни, С. Б. Вирсаладзе, А. Д. Гончаров, М. А. Гордон, В. И. Доррер, Р. Н. Иванов, А. В. Коженкова, А. А. Коломийцев, Э. Г. Стенберг, В. М. Ходасевич, М. С. Щеглов, Б. М. Эрбштейн. Гл. балетм. Боярчиков. Гл. дир. (в 1990-92) В. П. Зива, с 1992 - А. А. Аниханов.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
СА..

(c) Русский балет 2009-2015