А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА им. А. Я. Вагановой (до 1991 Ленинградское хореографическое училище, с 1961 - академическое), одна из старейших балетных школ мира; первая рус. танц. школа. Осн. в 1738 по указу имп. Анны Иоанновны франц. танцмейстером Ж. Б. Ланде. Первоначально располагалась в двух комнатах старого Зимнего дворца. Первыми учениками были 6 девочек и 6 мальчиков из семей дворцовых служащих. У истоков балетного образования в России стояли представители двух европ. школ. «Серьёзный» танец на основе менуэта преподавал Ланде, затем его ученики; «танцу комическому» обучали итальянец А. Ринальди (Фоссано) и его жена Дж. Ринальди. Строгие каноны франц. школы и гротесковая виртуозность итальянской органично слились в рус. исполнительстве. Лучшие среди первых учеников - А. Сергеева, А. Тимофеева, А. Топорков - не уступали в мастерстве иностр. артистам. В 1755-62 в Ораниенбауме, при дворе Петра III, существовала ещё одна балетная школа, из которой вышел Т. С. Бубликов. Сотрудничество рус. и европ. танц. культур в 18-19 вв. было постоянным. Идейная и эстетич. новизна постановок Ф. Гильфердинга и его последователя Г. Анджолини, работавших в 1750-х гг. в Петербурге, требовала освоения технич. приёмов, совершенствования пластики и мимики. В 1779 балетная, муз., драм. и живописная школы объединились в Театр. школу, размещённую в быв. казармах Преображенского полка на Миллионной улице. Здесь обучалось 50 детей. В уч. программу входили рус. грамота, математика, франц. и итал. языки и спец. предметы. На школьной сцене устраивались концерты, ставились драмы и балеты. Заметный подъём балетного образования обозначился со вторым приездом в 1784 итал. хореографа Дж. Канциани. Результатом его пед. деятельности стал выпуск рус. артистов, занявших ведущее положение в труппе. Среди них первый русский балетм. И. И. Вальберх. В 1792 была принята уч. программа, согласно которой воспитанники обучались всем театр, профессиям для последующего использования по надобности театр, дирекции. Не согласный с деспециализацией обучения, Канциани ушёл в отставку. Его место унаследовал Вальберх, ежедневно дававший урок сразу всем ученикам. В то же время Вальберх занимался отдельно с наиболее одарёнными детьми. Среди его учеников: И. М. Аблец, А. П. Глушковский, Е. И. Колосова, А. И. Тукманова. К нач. 19 в. школа разделилась на школу театр, танцев и муз. уч. заведение. Помогали Вальберху танцовщик Гульельми и быв. фигурант Г. Клишкин. В 1801-11 и 1816-29 в Петербурге работал Ш. Дидло. Выдающийся танцовщик и хореограф направил внимание прежде всего на проф. подготовку. При нём танц. класс стал считаться наиважнейшим, по его настоянию в 1805 было построено новое здание школы на Екатерининском канале близ Большого (Каменного) театра. К 1809 число воспитанников возросло до 120. Дидло привлёк свежие пед. кадры. Немало нового в преподавание танца внесла Колосова; подготовит, класс девочек вела Е. И. Сазонова, с мальчиками занимались танцовщики П. Н. Артемьев и А. Ф. Спиридонов. Первые выпускники Дидло, выступившие на сцене Большого театра, - Глушковский, М. И. Данилова, М. И. Иконина, Я. Люстих, А. С. Новицкая, Ж. Сен-Клер. В 1809 появился первый законодательный документ «Образование театральной школы», разработанный членом репертуарного комитета кн. А. А. Шаховским. Он определял задачи учреждения, правила приёма, организацию и программу обучения и воспитания. Однако школа была по-прежнему целиком подчинена интересам общетеатр. практики, и потому Дидло приходилось вести с Дирекцией борьбу за своих учеников, которых распределяли то в драму, то в оперу, а то и в «гардеробную часть». Гордостью русского балета стали выпускники школы Дидло - И. О. Гольц, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, И. А. Шемаев. Сохраняя высокие критерии, заложенные Дидло, в школе преподавали Артемьев и А. А. Лихутина. Положение об училище 1829 разделяло его на мужскую и женскую половины, на два разряда «по предмету учения»: первый - драм., оперный и музыкальный и второй - балетный. В 1830-е гг. труппу и балетную школу возглавили А. Блаш и А. Титюс. Среди новых педагогов выделялись танцовщики франц. школы К. Лашук и Фредерик, отводившие заметное место сценич. практике. В 1834 Лашук поставил один из первых публичных спектаклей училища - одноактный вариант балета Ф. Бернаделли «Волшебная флейта». В 1836 Театр. училище переехало в более просторное здание, построенное по проекту К. Росси, с большими танц. залами, классами, дортуарами и миниатюрным театром, где ставились драм. и балетные спектакли. Во 2-й пол. 1840-х гг. преподавали В. П. Волкова, Е. Гюге, Ж. Петипа, Д. С. Ришар, воспитавшие Л. И. Иванова, М. Н. Муравьёву. В 1855 преподават. деятельность начал М. И. Петипа, эстетич. взгляды и худож. принципы которого определяли рус. исполнительскую школу кон. 19 в. Ведущим педагогом с 1869 стал Х. П. Иогансон - виртуозный танцовщик, воспитанный по системе О. Вестриса и А. Бурнонвиля. Он прививал будущим рус. танцовщикам ценные качества датской школы - чистоту формы, технику пируэтов и прыжков, которые, однако, не становились самоцелью. Иогансон исповедовал индивидуальный подход и воспитал множество прекрасных артисток. Композиции его экзерсиса не раз вдохновляли Петипа. В 1886-96 средние классы учениц вела Е. О. Вазем, также стремившаяся подчинить технику выразительности. К нач. 1880-х гг. Театр. училище состояло из балетного и драм. отделений. К его 150-летию был издан новый устав, согласно которому обучение велось 7 лет, с двумя подготовит, классами. К тому времени петерб. школа танца выпустила 891 артиста для имп. театров Петербурга и Москвы. В 1880-х гг. в школе преподавали П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Е. П. Соколова. Педагоги постоянно возобновляли и ставили маленькие балеты для школьных спектаклей, развивая в детях актёрские способности и сценич. навыки. Немало балетов для учеников пост. Петипа и Иванов. В 1892 был введён новый предмет - теория записи танцев, которую преподавал танцовщик В. И. Степанов, разработавший систему фиксации балетных движений. Ученики записывали по этой системе и разучивали отд. танцы и целые балеты. Особенно активно пользовался ею педагог и танцовщик А. А. Горский, начинавший постановочную деятельность. Тогда же Степанов составил и программу обучения классич. танцу по годам (1895). Прежде преподавание велось спонтанно, непоследовательно. Программа нашла применение прежде в Моск. театр. училище и лишь потом в петербургском. Большое влияние на рус. школу оказали итал. гастролёры, выступавшие в Петербурге в 1880-90-х гг. В. Цукки подала пример простоты и естественности актёрской игры, К. Брианца, П. Леньяни и Э. Чеккетти блистали новыми технич. достижениями - заносками, пируэтами, фуэте. В кон. 19 в. училище окончили А. Я. Ваганова, Л. Н. Егорова, Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, Н. Г. и С. Г. Легаты, В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова, О. И. Преображенская, Ю. Н. Седова, В. А. Трефилова. Та же школа подготовила и хореографов-новаторов, ниспровергателей академизма Горского, М. М. Фокина, дебютировавших спектаклями, поставленными для училища. После Окт. революции имп. Театральное (балетное) училище переименовано в Гос. Петрогр. театральное (балетное) училище, которое перешло в подчинение Театр. совета при Комиссаре просвещения. Усилия училища в те годы были направлены на повышение уровня общего образования. Вначале оно стало семилеткой, с 1928 - ср. спец. уч. заведением - хореогр. техникумом (до 1937), где преподавали Преображенская (до 1921), Л. С. Леонтьев, Н. П. Петров (до 1925), В. И. Пономарёв, М. Ф. Романова, В. А. Семёнов, Е. П. Снеткова-Вечеслова, А. И. Чекрыгин, А. В. Ширяев. С 1927 началась пед. деятельность Вагановой. Как и прежде, возобновлялись балеты классического наследия - «Сильфида», «Талисман», «Ручей», «Арлекинада». В первые послереволюц. годы училище окончили Д. М. Баланчивадзе (Баланчин), В. И. Вайнонен, П. А. Гусев, Л. М. Иванов (Лавровский), О. П. Мунгалова, Б. В. Шавров, в 1925 - М. Т. Семёнова, в 1926 - А. Н. Ермолаев, О. Г. Иордан, будущие балетм. Н. А. Анисимова, Р. В. Захаров, Л. В. Якобсон. В 1923 открылись вечерние курсы, давшие балету замечательных исполнителей: Ф. И. Балабину, З. А. Васильеву, Р. И. Гербека, С. Г. Кореня, К. М. Сергеева, В. М. Чабукиани. В эти годы создаётся и утверждается на практике методика Вагановой, на принципах которой воспитывались Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, Семёнова, Г. С. Уланова. «Основы классического танца» Вагановой были опубликованы в 1934 и выдержали множество переизданий на разных языках. Методич. работа Вагановой дала толчок исследованиям в области др. спец. дисциплин. Ширяев, А. И. Бочаров, А. В. Лопухов выпустили «Основы характерного танца» (1939), Н. П. Ивановский - «Бальный танец XVI-XVIII веков» (1940). В 1934 было создано пед. отд., которое окончили будущие педагоги училища Н. П. Базарова, Н. В. Балтачеева, Е. Н. Гейденрейх, Н. А. Камкова, В. С. Костровицкая, Л. М. Тюнтина, Е. В. Ширипина. В том же году открылось нац. отд., готовившее кадры для театров союзных республик. Многие его выпускники стали ведущими артистами, крупными балетмейстерами, рук. нац. балетных трупп. В 1937 Ф. В. Лопухов организовал при училище балетмейстерское отд., где преподавали Захаров и Лавровский. Его выпускники - К. Ф. Боярский, В. А. Варковицкий, Б. А. Фенстер. В 1930-е гг. ЛХУ окончили Дудинская, Н. А. Зубковский, Г. Н. Кириллова, А. Я. Шелест, начинают преподавать С. С. Каплан, А. И. Пушкин, Сергеев, В. В. Фидлер, Шавров. Ряд конц. номеров и балет «Тиль Эйленшпигель» создал для училища Якобсон. В день объявления Вел. Отечеств. войны состоялся очередной выпускной спектакль. Гл. партию в балете «Бэла» В. М. Дешевова исполняла выпускница Н. Б. Ястребова, которой суждено было пережить все тяготы блокады. Педагоги А. П. Бажаева, Костровицкая и Л. И. Ярмолович, оставшиеся в Ленинграде, в условиях блокады продолжали занятия и проводили приём новых учеников. За время войны училище потеряло 9 своих воспитанников, ушедших на фронт. Основной коллектив училища был эвакуирован на 3 года в Пермь, где под худож. руководством Ивановского продолжалась работа: его окончили И. Д. Бельский, Л. И. Войшнис, М. П. Мазун, А. А. Макаров, Н. А. Петрова, В. Д. Ухов. Мн. выпускники были заняты в поставленных Якобсоном балетах «Испанское каприччио» на муз. Н. А. Римского-Корсакова и «Ромео и Джульетта» на муз. П. И. Чайковского, показанных уже в Ленинграде в 1944. После возвращения школы в Ленинград на Урале осталась группа педагогов под рук. Гейденрейх для продолжения занятий с местными учениками. Так было основано Пермское хореографическое училище. В кон. 1940-х гг. школу окончили Б. Я. Брегвадзе, И. Г. Генслер, Ю. Н. Григорович, Н. А. Кургапкина, О. Н. Моисеева, Г. Н. Пирожная, Л. Н. Сафронова, К. В. Шатилов, занявшие видное положение в балетных труппах Ленинграда. Пед. состав 1940-50-х гг. включал крупных мастеров Ваганову, Пономарёва, Романову, Снеткову, Шаврова. Начали преподавательскую деятельность Балабина, Т. В. Балтачеев, Бельский, Е. Э. Бибер, Иордан, А. Л. Кумысников, М. М. Михайлов, А. А. Писарев, Н. Н. Серебренников, Б. В. Соловьёв, М. Б. Страхова, И. А. Трофимова. Выпуски 1950-х гг. дали немало талантливых артистов: С. Д. Адырхаеву, Н. Н. Боярчикова, О. М. Виноградова, Н. А. Долгушина, И. А. Колпакову, Г. Т. Комлеву, С. П. Кузнецова, Н. Р. Макарову, Р. Х. Нуреева, А. Е. Осипенко, В. М. Панова, В. Г. Семёнова, А. И. Сизову, О. Г. Соколова, Ю. В. Соловьёва, Н. В. Тимофееву, К. И. Федичеву. С 1951 силами учеников традиционно ставится балет «Щелкунчик» в пост. Вайнонена. Среди школьных спектаклей выделялись «Станционный смотритель» А. П. Петрова (1955, балетм. Ю. Д. Воронцов, Михайлов), «Листиана» (1958, балетм. К. Я. Голейзовский). В 1960-70-х гг. началась пед. деятельность Дудинской, И. Б. Зубковской, Н. В. Беликовой, Т. И. Шмыровой, Брегвадзе, Шатилова, Семёнова, Г. Н. Селюцкого, А. Г. Нисневича, Ю. И. Умрихина. В училище проводятся всес. и всерос. семинары по проблемам воспитания артистов балета. Подготовлен ряд методич. работ: «Азбука классического танца» Базаровой и В. П. Мей (Л., 1964), «Школа классического танца» Костровицкой и Писарева (Л., 1967), «Поддержка в дуэтном танце» Серебренникова (Л., 1967), «Принцип оформления урока классического танца» Л. И. Ярмолович (Л., 1968). В эти годы окончили училище и заняли ведущее положение в театрах страны Р. М. Абдыев, А. А. Асылмуратова, М. Н. Барышников, С. М. Бережной, Н. Д. Большакова, В. А. Бударин, М. А. Бурханов, В. М. Ганибалова, В. Н. Гуляев, Е. В. Евтеева, С. А. Ефремова, К. Е. Заклинский, Н. И. Ковмир, Г. С. Мезенцева, В. Б. Островский, М. А. Сабирова, Л. И. Семеняка, А. М. Сидоров, Т. Г. Терехова, Т. И. Фесенко, Л. В. Филина, Т. Я. Хярм. Многие из них - лауреаты конкурсов артистов балета. Д. А. Брянцев, В. Н. Елизарьев, А. М. Полубенцев стали известными балетмейстерами. Поддерживая давнюю традицию, училище продолжало создавать оригинальные одноактные балеты: «Праздник в Сарагосе» на нар. муз. (1964, балетм. Х. Виано), «Времена года» А. К. Глазунова (1974, балетм. Сергеев), «Прерванная песня» на муз. А. Калниньша (1977, балетм. Б. Я. Эйфман). У воспитанников балетной школы богатейшая сценич. практика. В 1980-е гг. училище окончили Ж. И. Аюпова, С. Г. Вихарев, И. А. Зеленский, Ю. В. Махалина, Ф. С. Рузиматов. Преподавали М. А. Васильева, Гербек, В. С. Десницкий, Л. В. Ковалёва, Сафронова, Н. С. Солдун, Т. А. Удаленкова, Умрихин, Н. С. Янанис. В 1957 училищу присвоено имя Вагановой. После 1917 худ. рук. училища были А. А. Облаков (1919), Шавров (1930-36), Ф. В. Лопухов (1936-40), Ивановский (1940-52, 1954-61), Вечеслова (1952-54), Балабина (1962-73). В 1991 преобразовано в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Ныне пед. отд. с 4-годичным обучением готовит педагогов спец. хореогр. дисциплин с высшим образованием. Созданы науч.-методич. и науч.-издат. отделы. Первым проз. Академии (до 1992) был Сергеев (худ. рук. с 1973). С 1992 худ. рук. Бельский. Училищу посв. телефильм-концерт «Рождение танца» (1991).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
СА..

(c) Русский балет 2009-2015