А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


САНКОВСКАЯ Екатерина Александровна [11(23).11.1816, Москва - 16(28).8.1878, там же], артистка. Первая танцовщица моск. сцены, освоившая преромантич. и лирико-романтич. стили зап.-европ. балета, давшая им нац. окраску. Окончила Моск. театр. училище в 1836. Ученица Ф. В. Гюллень-Сор , по драматич. классу - М. С. Щепкина. Начиная со школы (с 1826) с успехом выступала не только в балетных, но и в драм. спектаклях на сцене Малого театра, вместе со Щепкиным, Л. П. Никулиной-Косицкой, П. С. Мочаловым. С 1835 в Большом театре. В 1836 с Гюллень-Сор ездила в Париж, где познакомилась с искусством М. Тальони , К. Гризи , Ф. Эльслер . Славу балерине принесло выступление в балете «Сильфида» (1837). С этого времени С. начала выступать сначала в репертуаре М. Тальони («Дева Дуная», 1838; «Восстание в серале», 1840; «Морской разбойник», 1841; «Влюблённая баядерка», 1841), продолжая при этом танцевать и преромантич. репертуар, позже - в партиях, принёсших славу Эльслер, Гризи («Жизель», 1845; «Мечта художника», 1849; «Катарина, дочь разбойника», 1850). Её партнёрами были ведущие танцовщики моск. сцены 30-50-х гг. - И. Ришар , Т. Герино , Ф. Монтасю. Новая танцевальная техника, идеи и образы романтического балета привлекли к искусству С. симпатии интеллигенции Москвы, особенно молодёжи (студенты Моск. университета увенчали её золотым венком). Её танцем восхищались В. Г. Белинский , А. И. Герцен, С. Т. Аксаков, М. Е. Салтыков- Щедрин назвал С. Душой московского балета». Выступая в лирико-романтич. балетах, С. вносила новые интонации в стилистику танца и в трактовку образов в соответствии со своими природными данными и традициями моск. школы танца. Хрупкая, маленького роста, она акцентировала в своей исполнительской манере лёгкость, изяще ство, невесомость танца. После ухода Гюллень-Сор из Большого театра С. начала выступать и в качестве постановщика, ввела в репертуар балеты Ж. Мазилье «Своенравная жена» («Сумбурщица») А. Адана (1846), Ж. Перро - «Мечта художника» Ц. Пуни (1853). Последняя партия балерины - Эсмеральда в пост. Перро (1853). Покинув сцену в 1854, преподавала бальные танцы в гимназии, давала частные уроки, в т. ч. в семье К. С. Станиславского.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

СА..

ПОЛУБЕНЦЕВ

ПОПОВЧЕНКО

ПРОКОФЬЕВА

РАУХВЕРГЕР

РАХМАНИНОВ

РОСЛАВЛЕВА

РУБИНШТЕЙН

САРАМЕТОВА

СЕМИЗОРОВА

СЛАВЯНИНОВ

СЛОНИМСКИЙ

СНЕГУРОЧКА

СОЛЯННИКОВ

СПЕСИВЦЕВА

СТЕПАНЕНКО

(c) Русский балет 2009-2015