А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


РУССКИЙ БАЛЕТ ЗА РУБЕЖОМ, балетные коллективы, осн. в 1-й пол. 20 в., имевшие в репертуаре балеты русского наследия или созданные русскими балетмейстерами; руководителями были, как правило, рус. хореографы или администраторы, в составе труппы в основном рус. танцовщики и танцовщицы, обучавшиеся у рус. педагогов. Наиболее известен Русский балет Дягилева (1911-29). В эти же годы работали труппы: И. Л. Рубинштейн (во Франции, периодически с 1910, затем в 1928-29, 1931, 1934), А. П. Павловой (с базой в Великобритании, но гастролировавшая по всему миру в 1918-31), Русский романтический театр Б. Г. Романова (1922-26 в Германии), труппы под рук. А. Р. Больма («Балле-интим» в 1916 и ряд др. коллекшвов в США, возглавляемых им в последующие годы). С нач. 20-х гг. М. М. Фокин и В. П. Фокина выступали в США с группой учеников, в 1924 их труппа получила назв. Американский балет Фокина (Fokine American Ballet), но постоянным коллективом не стала, периодически давая представления балетов, созданных Фокиным до кон. 30-х гг. В США в качестве гастролёра с 1910-х гг. выступал М. М. Мордкин, который организовал в 1927 первый собств. коллектив «Мордкин балле» (Mordkin Ballet), затем, после длительного перерыва, - второй (под тем же назв.), работавший в 1937-39. На его базе был создан амер. «Балле тиэтр» (с 1951 «Американ балле тиэтр»).
Наиболее значительные русские коллективы возникли в 1929 во Франции после смерти Дягилева. Эти коллективы существовали самостоятельно и не входили в состав ни одного нац. театра. Ведя кочевой образ жизни, они не ассимилировались с культурой страны, где выступали, и всегда воспринимались как «русский балет». Это было особое явление на фоне развития нац. балета этих стран. При этом коллективы несомненно оказывали влияние на нац. хореогр. искусство, а нередко даже способствовали его рождению. Артисты рус. трупп часто создавали школы и балетные коллективы во мн. странах. Эти рус. труппы в какой-то мере и сами начинали постепенно испытывать влияние искусства стран, где они выступали. В их репертуаре появлялись балеты на местные темы, с музыкой местных композиторов, они пополнялись артистами разных национальностей (этот процесс начался ещё в 20-х гг. в труппах Дягилева и Павловой). Тем не менее свою самобытность наиболее значит. коллективы сохраняли вплоть до кон. 40-х гг. В этот период наиболее популярными были осн. в 1932 «Балле рюс де Монте-Карло», который в 1935 распался, образовав две труппы «Балле рюс дю колонель де Базиль» (Ballets Russes du colonel de Basil; с 1939 «Орижиналь балле рюс»), работавший до 1948, и «Балле де Монте-Карло» (Ballet de Monte Carlo; в 1932-62 «Балле рюс де Монте-Карло», Ballet Russe de Monte-Carlo). Среди др. трупп: «Балле 1933» (Les Ballets 1933), выступавший в 1933 под рук. Дж. Баланчина и Б. Кохно; Театр танца Нижинской (Theatre de la Danse Nijinska), который также наз. и Балет Брониславы Нижинской (Les Ballets de Bronislava Nijinska), работал в 1931-34 под рук. Нижинской; Русский балет Левитова-Дандре (The Levitov-Dandre Russian Ballet), работал в 1934-35 под рук. А. Левитова и В. Е. Дандре, балетм. П. Н. Петров; Театр русского балета (Theatre des Ballets Russes), осн. в 1935, затем «Балле де ля женес» (Ballet de la Jeunesse), осн. в 1937 при участии Л. Н. Егоровой; Русский балет Парижа (Ballets Russes de Paris), осн. в 1935 при участии Т. Славинского, Балет Леона Вуйциковского (Les Ballets de Leon Woizi-kovsky), осн. в 1935 под рук. Вуйциковского. В первые годы работы мн. труппы в своей основе были также русскими, напр.: в Литов. нац. балете - танцовщики и балетмейстеры: в 1925-29 - Петров, в 1931-35 - Н. М. Зверев, под рук. которого труппа гастролировала в Зап. Европе; в балетной труппе Оперного театра в Риге в 20-х - нач. 30-х гг. - Н. Г. Сергеев и А. А. Фёдорова; в балетной труппе Загреба с 1921 - Маргарита П. и Макс П. Форманы. Большую роль сыграли рус. артисты также в становлении нац. балета в странах Лат. Америки: в Бразилии - М. Оленева (с 1927), Т. Лескова (с 1945), И. А. Швецов (с 1945), Н. Вершинина (с 1946); в Аргентине - Г. Г. Кякшт (с 1925), Романов (с 1928), затем Петров, Мясин; в Перу - Д. Н. Ростов (с 1943); в Чили - Е. Д. Полякова (с 1949); на Кубе - А. Леонтьева (с нач. 40-х гг.).
В понятие Р. б. за р. входят и балетные школы, которые открывали в разных странах рус. артисты и педагоги. Первые такие школы стали возникать ещё до 1-й мировой войны. Напр., школа, созданная Павловой в Лондоне, где она с 1912 готовила танцовщиц для своей труппы, с 1914 там же школа С. А. Астафьевой, школа Ф. М. Козлова в Нью-Йорке, работавшая в нач. 1910-х гг. (позже, с 1922, его же школа в Лос-Анджелесе). Большинство школ стало открываться после Окт. революции, когда мн. артисты эмигрировали из России. В Париже в 1917 открыла школу В. А. Трефилова, в 1923 там же - О. И. Преображенская и Л. Н. Егорова, в 1925 - А. Е. Волинин, в 1929 - М. Ф. Кшесинская, в 1937 - Б. Князев. В этих школах обучались в первую очередь дети эмигрантов, мн. из которых стали известными артистами в рус. труппах («Балле рюс де Монте-Карло», «Орижиналь балле рюс», «Балле 1933»). В Лондоне одной из самых известных школ была школа Н. Г. Легата (1923) и Н. А. Николаевой-Легат (с 1926). В Нью-Йорке в 1923 открыл школу Фокин, в 1924 - Мордкин, в 1938 - Е. Ю. Андерсон, в 1937 - В. В. Свобода. В Школе американского балета, открытой Баланчиным и Л. Керстайном в 1934, работали Ф. Л. Дубровская, А. И. Вильтзак и Л. Ф. Шоллар (имевшие также с 1940 собств. школу), А. Д. Данилова. С 1941 Л. Л. Новиков преподавал в школе при «Метрополитен-опера», затем - в Чикаго. В 20-х гг. Больм работал в Чикаго, а также с 1933 имел свою школу в Сан-Франциско. Известным педагогом был Швецов (с 1933 в Гааге, в кон. 30-х гг. в Лондоне, в 1945 в Рио-де-Жанейро, с 1949 в Нью-Йорке). Менее известные рус. артисты балета имели также свои школы и студии, а после 2-й мировой войны мн. артисты, получившие образование у этих рус. педагогов, ставшие таким образом носителями и пропагандистами русской балетной школы, также открывали свои уч. студии и школы. Как правило, все, кто организовывал труппы в странах Лат. Америки, в Австралии и там, где балетного театра ранее не знали, начинали с занятий в подобных школах. Р. б. за р. имел и продолжает иметь и в 90-х гг. большое влияние на формирование и воспитание балетных артистов, балетмейстеров и трупп.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
РУ..

ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

(c) Русский балет 2009-2015