А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


РУССКИЕ СЕЗОНЫ за границей, выступления артистов русской имп. оперы и балета за границей, организованные С. П. Дягилевым в летние месяцы 1908-10-х гг. Театральным Р.с. предшествовали выставки, в т. ч. выставка рус. искусства во время парижского Осеннего сезона в 1906 и Историч. рус. концерты в 1907. Цель, которую преследовал Дягилев , ознакомить Европу с операми рус. композиторов в исполнении наиболее знаменитых рус. певцов (в первую очередь Ф. И. Шаляпина), новаторскими пост. балетм. М. М. Фокина, искусством артистов имп. балета и сценографией художников «Мира искусства». В 1908 была показана опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в редакции и оркестровке И. А. Римского-Корсакова (реж. А. А. Санин, худ. А. Я. Головин , А. Н. Бенуа , К. Ф. Юон ); в 1909 три программы, включавшие балеты Фокина «Павильон Армиды» (худ. Бенуа), «Сильфиды» («Шопениана»; худ. тот же), «Клеопатра» А. А. Аренского (из балета «Египетские ночи» с добавлением номеров на муз. ряда рус. композиторов; худ. Л. С. Бакст ), дивертисмент «Пир» (танцы из опер рус. композиторов; хореография Фокина, М. И. Петипа , А. А. Горского, Н. О. Гольца, Ф. И. Кшесинского, худ. К. А. Коровин , Бакст, Бенуа, И. Я. Билибин ), опера «Псковитянка» Римского-Корсакова (реж. Санин, худ. Головин, Н. К. Рерих , Д. С. Стеллецкий), отрывки из опер «Князь Игорь» А. П. Бородина (реж. тот же, хореография «Половецких плясок» Фокина, худ. Рерих), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (реж. тот же, худ. Бенуа), «Юдифь» А. Н. Серова (реж. тот же, худ. В. А. Серов и Бакст). В 1910 были показаны также три программы, куда, наряду с балетами, включёнными в состав прошедшего сезона, вошли балеты Фокина «Карнавал» на муз. Р. Шумана (худ. Бакст), «Шехеразада» (худ. тот же), «Жар-птица» (худ. Головин) и «Жизель» (в традиц. хореографии, худ. Бенуа). Спектакли Р.с. имели огромный успех, причём балетные больше, чем оперные. Особое внимание привлекли декорации и костюмы Бакста и Бенуа, о которых писали не меньше, чем об исполнении таких артистов, как В. Ф. Нижинский , Т. П. Карсавина, А. П. Павлова (участвовавшая только в сезоне 1909). Искусство, показанное в Р.с., было воспринято как новое слово в мировом балетном театре. Р.с. обозначили начало периода интенсивного влияния русского балета на балет Европы, потом Америки и др. континентов. В 1911 Дягилев принял решение вместо гастролей артистов имп. театров за рубежом проводить регулярные спектакли сформированной им балетной труппы (см. ст. Русский балет Дягилева ).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

РУ..

КОНЁК-ГОРБУНОК

КРАСНЫЙ ЦВЕТОК

МЕДНЫЙ ВСАДНИК

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

РАУЛЬ ДЕ КРЕКИ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

РУССКИЕ СКАЗКИ

СОЛОВЬЁВ-СЕДОЙ

ТРЕМБОВЕЛЬСКАЯ

ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ

(c) Русский балет 2009-2015