А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


РОМАНОВ Борис Георгиевич [10(22).3.1891, Петербург - 30.1.1957, Нью-Йорк), артист, балетмейстер, педагог. В 1909 окончил Петерб. театр. училище (педагог М. К. Обухов ). На выпускном спектакле исполнил партию Шута («Млада»). В 1909-20 в Мариинском театре. Исполнял преим. характерные и гротесковые партии: Шут («Щелкунчик»), Король шутов («Павильон Армиды»), Пьеро («Карнавал» и «Бабочки»), Странствующий актёр («Испытание Дамиса»), Сатир («Времена года»), Лучник («Половецкие пляски»), Негр («Дочь фараона», «Царь Кандавл», «Евника», «Исламей»). Первые пост. осуществил в петерб. Литейном театре: мимодрама «Рука» (1911), фантазия «Козлоногие» на муз. И. А. Саца, пантомима «Ноктюрн слепого Пьеро» с муз. И. И. Чекрыгина (обе 1912). Как хореограф испытал сильное влияние М. М. Фокина. Эстетич. взгляды Р. сложились под воздействием худож. идей петерб. артистич. кабаре «Бродячая собака» и театр, худ. С. Ю. Судейкина. В 1913 и 1914 пост. в Русском балете Дягилева в Париже балет «Трагедия Саломеи» Ф. Шмитта, танцы в опере «Соловей» И. Ф. Стравинского . Др. пост.: «Принц-свинопас» А. А. Давидова, «Что случилось с балериной, китайцами и прыгунами» на муз. В. И. Ребикова, «Андалузиана» на муз. Ж. Бизе (все 1915), «Сновидение Пьеро» («Пьеро и маски») Б. В. Асафьева (1914, новая ред. 1917), «Пир Гудала» на муз. оперы Демон» А. Г. Рубинштейна (1915). Постановки Р. в эти годы часто строились на экспрессивном танце, в них проявлялась склонность к гротеску и приёмам театра гиньоля. С 1914 балетм. Мариинского театра, где ставил танцы в операх, балетные миниатюры. После Окт. революции сотрудничал в петрогр. Театре трагедии, Театре худож. драмы в Большом драм. театре. В 1919 избирался в Директорию, был управляющим балетной труппы. В 1920 покинул Россию. В 1922 в Берлине вместе со своей женой Е. А. Смирновой основал и возглавлял (1922-26) гастрольную труппу Русский романтический театр. Наиболее значит. пост. - собств. ред. «Жизели» (1924). После распада коллектива в 1926 был балетм. в труппе Анны Павловой. В 1928-32 работал в театре «Колон» в Буэнос-Айресе, в 1929, 1931 в Русской опере в Париже (пост. «Пульчинелла», «Любовь-волшебница» М. де Фальи, «Шут» С. С. Прокофьева ), с 1932 - в «Балле рюс де Монте-Карло», затем «Балле де Монте-Карло» (пост. «Щелкунчик», 1936). С 1938 жил в Америке. В 1938-42 и в 1945-50 - в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), работал в «Балле Интернейшнл», «Балле фор Америка», «Фоксхоул балле», преподавал в школе «Балле репертори». Последняя пост. - «Арлекинада» (1956, «Балле рюс де Монте-Карло»). В 1956 избран членом Франц. академии танца. Преподавал в Буэнос-Айресе.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

РО..

ПОЛУШИН

ПОСОХОВ

ПУЗАКОВ

ПЯТКИНА

РАТЕНКО

РЕВИЗОР

РОЗЕТТИ

РУДЕНКО

РУСАНОВ

РЫЖЕНКО

САЛАМБО

САМЦОВА

САПОГОВ

СВЕТЛОВ

СЕМЁНОВ

(c) Русский балет 2009-2015