А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич [12(25).9.1906, Петербург - 9.8.1975, Москва], композитор. Нар. арт. СССР (1954). Герой Соц. Труда (1966). Доктор искусстведения (1965). Окончил Петрогр. конс. по классу фортепиано в 1923 (педагог Л. В. Николаева) и по классу композиции в 1925 (педагог М. О. Штейнберг). Один из крупнейших симфонистов 20 в., Ш. отразил в своём творчестве наиболее острые и сложные проблемы современности. В кон. 20-х - 1-й пол. 30-х гг. активно работал в области муз. театра. Автор балетов: «Золотой век» (1930, Ленингр. театр оперы и балета, балетм. В. И. Вайнонен, Л. В. Якобсон, В. П. Чеснаков), «Болт» (1931, там же, балетм. Ф. В. Лопухов) и «Светлый ручей» (1935, Ленингр. Малый театр, балетм. тот же). В отличие от опер, написанных на сюжеты произв. классич. рус. литры, Ш. в своих комедийных балетах обращался к современности. Их осн. тема - утверждение оптимистич. мироощущения людей нового, послереволюц. общества. В музыке их слышны отголоски массовых песен, интонации гор. муз. фольклора и бытовых танцев, ораторский пафос поэзии 30-х гг. В то же время здесь щедро проявилась и лирич. природа дарования композитора. Используя в основном традиционные балетные формы, Ш. стремился к целостности муз.-драм. развития, чему, напр., способствовала продуманная тембровая драматургия. «Золотой век» и «Болт», написанные как спектакли-ревю, содержали много танц. дивертисментов, а также чисто зрелищных, постановочных эффектов. В «Золотом веке» (в основе сюжета - столкновение сов. спортсменов, выехавших за рубеж, с враждебно настроенными дельцами от спорта) пластич. решение было основано на противопоставлении элементов гимнастики, акробатики и физкультурных движений салонным танцам Запада, представлению мюзик-холла. В балете «Болт» (на тему борьбы передовых рабочих с лентяями и вредителями) композитор стремился воспроизвести атмосферу самодеят. агиттеатров 20-х гг., «Синей блузы». «Светлый ручей» был задуман как праздничное театр, представление из колхозной жизни, решённое средствами классического танца. Несмотря на успех постановки балета в Ленинграде и Москве, спектакль «Светлый ручей» был подвергнут уничтожающей критике в редакционной статье «Балетная фальшь» («Правда», 1936, 6 февраля) и снят с репертуара. Его сценич. жизнь прекратилась. Ш. больше к жанру балета в своём творчестве не обращался.
Яркое театр.-драматургич. мышление композитора, конкретная образность, проявившиеся и в его симф. творчестве, обусловили появление мн. хореогр. интерпретаций музыки Ш.: «Ленинградская симфония» (1945, Нью-Йорк, балетм. Л. Ф. Мясин; 1961, Театр им. Кирова, балетм. И. Д. Бельский), «Танцевальная сюита» («Вступление», «Весенний вальс», «Полька», «Элегия», «Гавот», «Вальс», «Галоп и кода»; 1959, Большой театр, балетм. А. А. Варламов), «Барышня и хулиган» (с 60-х гг. поставлен почти в 30 театрах), «Встреча» (на муз. 9-й симфонии) и Директивный бантик» (все 1962, Ленингр. Малый театр, балетм. К. Ф. Боярский), «Цветы» (1961, там же, балетм. В. А. Вар-ковицкий), «11-я симфония» («1905-й год»; 1966, там же, балетм. Бельский), «Симфония революции» (на муз. 11-й и 12-й симфоний, 1977, Одесский театр, балетм. Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов), «Гамлет», ЦТ, т/о «Экран», 1969, телебалет (на муз. для одноим. фильма и спектакля, балетм. В. Е. Камков, реж. С. С. Евлахишвили), «Гамлет» (на муз. для одноим. фильма, 1971, Петрозаводский театр, балетм. М. М. Мнацаканян), «Мечтатели» (на муз. из балетов «Болт» и «Золотой век», 1975, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Рыженко и Смирнов-Голованов), «Казнь Степана Разина» на муз. одноимённой симфонич. поэмы (1979, театр «Эстония», Таллин, балетм. И. А. Чернышёв), «Клоп» по Маяковскому на муз. из произв. Ш. (1974, ленингр. труппа «Хореографические миниатюры», балетм. Якобсон), «Золотой век», восстановление партитуры с добавлением муз. из др. произв. Ш., муз. ред. В. Е. Баснера и С. Р. Сапожникова, новый сцен. Ю. И. Григоровича, И. Д. Гликмана (1982, Большой театр, балетм. Григорович), «Страница прошлого» (на муз. Ш. в балете «Болт»), 1-го концерта для фортепиано с оркестром и др., 1982, Театр им. Кирова, сцен. и балетм. Д. А. Брянцев), «Опасная тень» (на муз. фрагментов 7-й, 1-й, 2-й симфоний и др. произв. Ш., 1985, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, сцен. и балетм. С. В. Воскресенская), «Сказка о попе и работнике его Балде» (на муз. к одноим. мультфильму, 1989, Гос. концертный зал им. Чайковского, балетм. В. В. Васильев, реж. Ю. О. Борисов), «Размышление на тему. Гамлет», ЦТ, т/о «Телетеатр», 1991, телебалет на муз. к одноим. фильму и спектаклю, сцен. и балетм. Воскресенская, реж. С. В. Конончук.
Проф. Ленингр. (с 1939) и Моск. (с 1943) конс. Лен. пр. (1958), Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1974), Между нар. пр. Мира (1954).
Соч.: Д. Шостакович, О времени и о себе, 1926-1975, М., 1980.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ШО..

ХАНИАШВИЛИ

ХРОМОЙ БЕС

ЦИСКАРИДЗЕ

ЧАЙКОВСКИЙ

ЧЕРМЕНСКАЯ

ШАЛОМЫТОВА

ШЕХЕРАЗАДА

ШУБЕРТИАНА

ЭСМЕРАЛЬДА

(c) Русский балет 2009-2015