А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович [28.6 (9.7). 1751-2 (14).1.1809, Москва], театральный деятель. Директор имп. театров (с 1799). Владелец и рук. одного из первых и лучших крепостных театров в России, музыкант-любитель. Представитель одной из знатнейших и богатейших семей в России, славившейся своими культурными традициями и пристрастием к искусствам, Ш. получил хорошее общее образование, а также серьёзно обучался музыке и танцам, играл на виолончели, принимал участие в любительских, домашних и придв. спектаклях, в т. ч. балетных; в 14 лет исполнял партию Гименея в алле-горич. балете «Ацис и Галатея». В нач. 1770-х гг. совершил заграничное путешествие, в котором особое внимание уделил знакомству с театр.-муз. жизнью Парижа. Возвратившись, служил при «малом» дворе наследника престола Павла, где часто устраивались любительские спектакли. В 1777 вернулся в Москву и занялся устройством домашнего крепостного театра, организованного его отцом П. Б. Шереметевым. Был гл. рук. и пост. большинства драм. и оперно-балетных спектаклей: подбирал репертуар, находил актёров, следил за их обучением, вникал во псе тонкости декоративно-живописного оформления. В 1790 Ш. задумал построить в Москве на Никольской ул. Дворец искусств» с огромным театром внутри (не осуществлён). В уменьшенных размерах эта идея была воплощена в усадьбе Останкино в 1792-98. Всего за годы существования театра Ш. пост. более ста спектаклей, являвшихся в основном новинками для рус. сцены; почти половина из них - оперы (итальянских, французских и русских композиторов), в которых имелись вставные балетные сцены и дивертисменты; затем было поставлено 20 самостоят. балетов разных жанров и направлений. Ш. разделял реформаторские взгляды Ж. Ж. Новера, и на его сцене среди прочих шли пантомимные балеты (трагич. и комич.), в т. ч. и самого Новера: «Аннетта и Любен» (1787), «Медея и Язон» (1792), пост. его последователями Дж. Соломони и Чианфанелли. Ученик Новера Ле Пик обучал одно время лучших танцовщиков труппы Ш. В 80-е - нач. 90-х гг. балетная труппа Ш. насчитывала ок. 40 танцовщиков и танцовщиц.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ШЕ..

ЧЕРНЫШЁВА

ЧЕХОВСКАЯ

ЧИКВАИДЗЕ

ЧИПОЛЛИНО

ЧИСТЯКОВА

ЧИЧИНАДЗЕ

ШАПОВАЛОВ

ШЕРСТНЁВА

ШМОРГОНЕР

ШОПЕНИАНА

ЩЕЛКУНЧИК

ЭДУАРДОВА

ЯРОСЛАВНА

ЯСТРЕБОВА

(c) Русский балет 2009-2015