А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ШАЙКЕВИЧ Анатолий Ефимович (псевдоним Аш ) [3(15).3.1879, Петербург - 28.10.1947, Париж], балетный критик. Окончил юридический факультет Петерб. университета (1901). В предреволюц. годы пом. присяжного поверенного, один из самых ярких представителей петерб. богемы, постоянный посетитель лит.-артистич. кабаре «Бродячая собака», клуба столичной художеств. интеллигенции, друг Н. А. Бердяева, А. Л. Волынского, Б. Г. Романова, Н. Н. Евреинова. Человек широкой культуры, эстет, коллекционер живописи и антикварной мебели, Ш. был тонким ценителем и знатоком балета. Написал совместно с Б. Г. Романовым и П. П. Потёмкиным сценарий балета «Сольвейг» (на муз. Э. Грига, Петрогр. театр оперы и балета, балетм. П. Н. Петров , 1922). В 1918 эмигрировал. В 20-х гг. жил в Германии, затем во Франции. Ш. - один из инициаторов создания Русского романтического театра (1922-26). Сотрудничал в рус. эмигрантских изданиях «Театр», «Театр и жизнь», «Жар-птица», «Русские новости», издатель (совм. с В. А. Смолянским и Ю. П. Одарченко) альманаха «Орион». Во всех этих изданиях выступал как балетный критик, частично - мемуарист. Идеалом танцовщика и балетмейстера для него был С. Лифарь .

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ШАЙКЕВИЧ Андрей Анатольевич (19.10.1903, Петербург - 29.7.1972, Париж), критик, историк балета. Сын А. Е. Шайкевича, брат Н. А. Тихоновой. В 1921 закончил единую трудовую школу в Петрограде и в тот же год с семьёй эмигрировал. Жил сначала в Берлине, а с 1923 в Париже. Получил технич. образование в Сорбонне. Работал по специальности, в последние годы инженером-консультантом в фирме «Вестингауз». После 1945 выступал как балетный критик, постоянный обозреватель парижской эмигрантской газ. «Русские новости», где вёл рубрику «Театр - музыка кинематограф». Дружил с Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионовым, С. Лифарём, Ж. Кокто. Ш. внимательно следил за хореогр. искусством своей родины, живо откликался на крупнейшие события балетной жизни СССР; вёл переписку с балетоведами Н. П. Рославлевой, Ю. И. Слонимским, помогал собирать материалы для книги «Мариус Петипа . Материалы, воспоминания, статьи» (1971), проделав для этого большую изыскательскую работу. Идеалом балерины для Ш. была О. А. Спесивцева , о которой он написал монографию. Лучшим балетмейстером Ш. считал Б. Ф. Нижинскую, ценил искусство Л. Ф. Мясина, Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, Лифаря, творчеству которого посвятил книгу.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ША..

ФУРАЛЕВА

ЧЕККЕТТИ

ЧЕКРЫГИН

ЧЕРЕПНИН

ЧЕРКАШИН

ЧЕРНЫШЁВ

ЧУДИНОВЫ

ШИКАРЁВА

ШИПУЛИНА

ШИРИПИНА

ШУЛЬГИНА

ШУМИЛОВА

ЭДЕЛЬМАН

ЮРОВСКИЙ

ЯНОВСКАЯ

(c) Русский балет 2009-2015