А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПРОКОФЬЕВ Александр Александрович (р. 25.6. 1942, г. Омск), балетмейстер, педагог. Засл. деят. искусств РСФСР (1987). Окончил МХУ (1961), пед. отд. балетмейстерского факультета ГИТИСа (1971, курс Н. И. Тарасова). В 1961-66 солист Новосибирского театра; партии: Нурали, Вацлав, Меркуцис. В 1972-73 директор балета муниципального театра Сантьяго (Чили), в 1977 педагог-репетитор в Театре оперы и балета Анкары (Турция), в 1981-83 педагог-репетитор Королевского балетного театра (Бельгия), в 1989 педагог-репетитор в Театре оперы и балета в Мюнхене (ФРГ). В 1986 пост. «Серенаду» и «Тему с вариациями» на муз. П. И. Чайковского (хореография Дж. Баланчина, Ленингр. Малый театр). В 1990-92 худ. рук. моск. театра балета «Классики хореографии», отличающегося академизмом, строгой, классич. манерой исполнения; пост.: «Баядерка», хореография М. И. Петипа в ред. П.; дивертисмент из классич. Гран па Чайковского - оба 1991. В 1993 создал труппу «Сезоны Русского балета». В 1969-89 педагог классического танца в МХУ. Ученики: А. М. Лиепа, И. Д. Мухамедов, А. Н. Фадеечев, В. Яременко, Ю. В. Клевцов, И. Терентьев.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ПРОКОФЬЕВ Александр Владимирович (р. 31.12.1963, Куйбышев), артист. По окончании Пермского хореогр. училища (педагог В. К. Толстухин) с 1983 в Куйбышевском театре. Первый исполнитель партии Воина («Скифская сюита», 1988, балетм. И. А. Чернышёв). Партии: Ротбарт, Гирей; Ганс («Жизель»), Гармодий («Спартак»), Лётчик («Маленький принц»), Иван («Конёк-Горбунок»), Резанов (««Юнона» и «Авось»»), Разин («Казнь Степана Разина»), Шайтан («Шурале»). Особенность сценич. манеры П. - скульптурная выразительность поз и жестов, внимание к красоте пластики.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич [11(23).4.1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл., Украина - 5.3.1953, Москва], композитор, пианист, дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1947). В 1909 окончил Петерб. конс. по классу композиции, в 1914 по классу фортепиано. Ученик А. К. Лядова (композиция), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витола (муз.-теоретич. дисциплины), Н. И. Черепнина (дирижирование), А. Н. Есиповой (фортепиано). С 1918 по 1936 жил за рубежом (преим. во Франции), трижды посещал Сов. Союз с гастрольными поездками, сотрудничая с театрами и киностудиями. Окончательно возвратился в СССР в 1936. Один из наиболее выдающихся композиторов России 20 в., П. создал значит. произв. во всех жанрах муз. творчества: вок., симф., камерно-инструм., писал музыку к кинофильмам и театр, постановкам. Ведущая роль в его наследии принадлежит опере и балету. Балетное творчество П. в период до 1930-х гг. в основном связано с деятельностью Русского балета Дягилева. По заказу С. П. Дягилева П. работал над балетом на скифский сюжет в сотрудничестве с автором либретто поэтом С. М. Городецким, и хотя первый опыт композитора был отвергнут заказчиком, возникшая на его основе «Скифская сюита» для оркестра (1915) в дальнейшем неоднократно использовалась хореографами. В «Скифской сюите» получили ярчайшее выражение образы языческой Руси с присущим им сокрушающим напором, первозданной силой и одновременно очарованием пустынного пейзажа, таящего в себе смутную тревогу. Декоративная красочность музыки сочетается с энергией ритмов, брутальной жёсткостью и ослепительным блеском оркестровки, достигающим апогея в картине солнечного восхода. Рус. национальная природа творчества П. ярко проявилась в первом завершённом и поставленном дягилевском балете - в «Сказке про шута, семерых шутов перешутившего» по мотивам рус. сказок из собр. А. Н. Афанасьева (1920, 2-я перераб. ред., сцен. П. и Дягилев; 1921, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. Т. Славинский, худ. М. Ф. Ларионов). Подобно прославленному «Петрушке» И. Ф. Стравинского, «Сказка про шута...» также вобрала в себя стихию рус. ба-лаганно-скоморошьего представления, переходящего порой в гротеск. Но в балете П. несравненно весомее роль мелодики, пронизанной песенными и танц. оборотами в духе рус. лирич. «протяжной» песни и буйного пляса. Стремление соприкоснуться с жизнью совр. России отразилось в балете «Стальной скок» (1925, сцен. Г. Б. Якулов и П.; 1927, Русский балет Дягилева, балетм. Л. Ф. Мясин, худ. Якулов). Критически относясь ко мн. проявлениям большевистской диктатуры (о чём свидетельствует дневник П., посвящ. пребыванию на родине в 1927), П. тем не менее с сочувствием относился к планам индустриального преобразования страны. В замысле балета, в рождении которого решающую роль сыграл художник-конструктивист Якулов, отразилось увлечение «музыкой машин», что сочеталось с гротесково-карикатурным изображением как персонажей, представлявших «старую Россию», так и примет нового быта. Однако нац. природа дарования П. по-своему преломилась и в этом балете, что сказалось в диатонич. складе музыки, в отдельных «прорывах» чистой лирики. Этапом в творч. развитии П. стал балет «Блудный сын», созданный на осн. евангельской притчи (1929, сцен. Б. Кохно, Париж, Русский балет Дягилева, балетм. Дж. Баланчин). Общечеловеч. содержание стимулировало значительное возрастание роли мелодич. начала, что предвосхитило стиль поздних балетов; сказалось несравненное мастерство П. в раскрытии психологически сложных душевных движений. Лирич. наклонение преобладает и в балете «На Днепре», созданном по заказу ближайшего сотрудника и единомышленника Дягилева - С. Лифаря (1930, сцен. Лифаря и П.; 1932, парижская Опера, балетм. Лифарь). Крупнейшие достижения П. в балетном творчестве связаны с его деятельностью по возвращении на родину. Балет «Ромео и Джульетта» на сюжет трагедии У. Шекспира в эволюции муз.-хореогр. жанров стал событием мирового значения (1936, сцен. А. И. Пиотровский, С. Э. Радлов и П.; 1938, Брно, балетм. И. Псота). Во многом исходившее из господствовавших тогда принципов драмбалета, это произведение противостояло идейно-эстетич. установкам, провозглашавшимся сторонниками соц. реализма: взамен прямолинейно-однозначной конфронтации положит, героев и коварных врагов в «Ромео и Джульетте» развернуты глубокие, психологически достоверные, порой противоречивые характеристики персонажей. Апология любви, ставшей выше насилия и раздоров, горячее воззвание к примирению в ту пору, когда в обществе целенаправленно разжигались жестокость и ненависть к свободомыслию, не могли не затруднить вхождение шедевра П. в репертуар ведущих театров страны (балет был поставлен спустя 5 лет после его завершения). И все же постановка балета, осуществлённая Л. М. Лавровским на сцене Театра им. Кирова (1940), стала классической и послужила исходной точкой отсчёта в позднейших интерпретациях творения П. Впечатляющего успеха достиг П. в балете «Золушка» на сюжет сказки Ш. Перро (1944, сцен. Н. Д. Волков; 1945, Большой театр, балетм. Р. В. Захаров). Романтич. сущность музыки П. проявилась прежде всего в особой роли возрождённого в те годы увлекающего и одухотворённого вальса. Возвышенная и утончённая лирика оттеняется в балете изящными неоклассич. стилизациями придв. танцев (где особую драматургич. роль играет гавот), а также гротесково-пародийными образами злобной мачехи и сварливых сестёр, в создании которых проявился неподражаемый юмор П. Последний балет «Сказ о каменном цветке» («Каменный цветок», 1950, сцен. Лавровский и М. А. Мендельсон-Прокофьева; 1954, Большой театр, балетм. Лавровский) также отчётливо проявил нац. склад музыки П., его тяготение к эпич. повествованию, яркой жанровости картин нар. жизни, традиционному для воспитанника петерб. композиторской школы сочетанию бытового правдоподобия с красочным великолепием фантастич. сцен. Возможности, заложенные в этой партитуре, в полной мере были реализованы в пост., осуществлённой Ю. Н. Григоровичем (1957, Театр им. Кирова). С балетным творчеством П. связана деятельность ряда крупнейших хореографов и артистов-танцовщиков: Мясина, Баланчина, Лифаря, Лавровского, Захарова, Григоровича, Н. И. Бессмертновой, В. В. Васильева, М. М. Габовича, Н. М. Дудинской, А. Н. Ермолаева, Ю. Т. Жданова, И. А. Колпаковой, М. В. Кондратьевой, С. Г. Кореня, О. В. Лепешинской, Е. С. Максимовой, М. М. Плисецкой, М. Т. Семёновой, К. М. Сергеева, Н. Б. Фадеечева и особенно Г. С. Улановой - несравненной Джульетты и Золушки. Сочетание композиторских достоинств музыки П. - её яркой образности, драматургич. логики и чисто танц. свойств (энергия ритмов, особая пластич. гибкость и характерность) определило перманентное стремление к её хореогр. воплощению, причём не только музыки балетов, но и мн. др. произв. (в этом П. разделил судьбу своего современника Стравинского). Гос. пр. СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951). Лен. Пр. (1957, посм.). М. Е. Тараканов. На муз. произв. П. были пост. балеты (указаны фам. балетмейстеров): на муз. «Скифской сюиты» для большого симф. оркестра под назв. «Ала и Лоллий» (1915); 1927, Буэнос-Айрес, театр «Колон», Б. Ф. Нижинская; 1966, «Токио-балет», О. Г. Тарасова; 1969, Театр им. Кирова, под назв. «Скифская сюита», Г. Д. Алексидзе; 1988, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, под назв. «Скифы», Д. А. Брянцев; на муз. фортепианных циклов «Мимолетности» (1917) и «Сар-казмы» (1915), 1920, Москва, Студия свободного балета, Л. И. Лукин; 1922, Москва, Камерный балет, К. Я. Голейзовский; 1968, Москва, «Молодой балет», под назв. «Мимолетности», Голейзовский (в 1985 экранизирован на ТВ); 1958, Театр им. Кирова, «Хореографические миниатюры», этюд «Снегурочка», пост. Л. В. Якобсона для Колпаковой; на муз. «Классической симфонии» (1917), 1958, парижская Опера, Лифарь; 1961, Ленингр. Малый театр, К. Ф. Боярский; 1965, МХУ, Лавровский; 1977, ЛХУ, С. В. Викулов; на муз. к балету «Трапеция», известную как Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса (1924), 1925, Берлин, Русский романтический театр, Б. Г. Романов; 1970, т/о «Экран», телебалет, Н. И. Рыженко; на муз. симф. сюиты «Поручик Киже», основанной на муз. материале к одноименному фильму (1933), 1942, Бостон, «Балле тиэтр», под назв. «Русский солдат», М. М. Фокин; 1963, Большой театр, под назв. «Подпоручик Киже», Тарасова и Лапаури (экранизирован на ТВ в 1968); на муз. к неосуществл. фильму «Пиковая дама» (1938) и нескольких фортепианных номеров, 1969, Ленинград, Камерный балет, Н. Н. Боярчиков; 1973, Пермский театр, под назв. «Три карты», Боярчиков; на муз. симф. сказки «Петя и волк» (1936), 1940, Нью-Йорк, «Балле тиэтр», А. Р. Больм; 1959, Большой театр, А. А. Варламов; 1984, Оперная студия при Ленингр. конс., М. Тлеубаев; на муз. к неосуществл. спектаклю «Борис Годунов» в Театре им. Вс. Мейерхольда (1936), 1975, Пермский театр, под назв. «Царь Борис», Боярчиков, муз. ред. Н. А. Мартынова; 1978, Ленингр. Малый театр, под назв. «Царь Борис», балетм. тот же; на муз. кантаты «Александр Невский» (1939); 1969, Театр им. Кирова, О. М. Виноградов; 1978, Саратовский театр, Ан. А. Дементьев; 1985, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Г. А. Майоров; на муз. к фильму «Иван Грозный» (1942), 1975, Большой театр, Ю. Н. Григорович, муз. ред. М. И. Чулаки (экранизирован в кино в 1978 под назв. «Грозный век»); на муз. 7-й симфонии (1952), 1961, Пермский театр, М. М. Газиев; 1976, Якутский муз. театр, Б. Ш. Халиулов; «Антоний и Клеопатра», на муз. симфонич. сюиты «Египетские ночи» (1934), 1983, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, С. В. Воскресенская.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ПР..

ПЛИСЕЦКАЯ

ПЛИСЕЦКИЙ

ПОНОМАРЁВ

ПОСТНИКОВ

ПОТЁМКИНА

ПРЕСНЯКОВ

ПРИХУНОВА

ПРОХОРОВА

РАБИНОВИЧ

РАДУНСКИЙ

РЕЙЗИНГЕР

РОЗЕНБЕРГ

РУЗИМАТОВ

РУМЯНЦЕВА

РЫХЛЯКОВА

(c) Русский балет 2009-2015