А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна (р. 20.11.1925, Москва), артистка. Народная артистка СССР (1959). Герой Соц. Труда (1985). Жена Р. К. Щедрина. По окончании МХУ (педагоги Е. П. Гердт, М. М. Леонтьева), в 1943-90 в Большом театре. П. - выдающаяся танцовщица 2-й пол. 20 в., вошедшая в историю балета феноменальным творч. долголетием. Став известной сразу же после окончания училища, П. начала с того, что создала свой стиль, а пришла к тому, что создала свой театр. Стиль П. - графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореогр. рисунка в целом. Наделённая живым воображением и неиссякаемым интересом к новому, отдавая немалую дань всякого рода попутным увлечениям и преходящим экспериментам, П. упорно выстраивала свой уникальный артистич. образ. Редкий талант трагедийной балетной актрисы проявился уже в 1945, на премьере «Золушки». Не очень заметную дивертисментную миниатюру «Осень», благодаря своему феноменальному прыжку, выразит. пластике и острому ощущению ритма, П. развернула в драматичную и притом чисто танцевальную фреску. Контраст с общей сказочной и даже легкомысленной атмосферой, царившей в спектакле, был разительным. Таким же контрастом по отношению к стилю «большого балета» 50-60-х гг. выглядели почти все сценич. создания П., в т. ч. исполнение ею гл. партии в академич. балете «Раймонда» и её выступления в праздничном Дон Кихоте». Необычной была интенсивность эмоций и яркость формы. Когда же ослепительная яркость соединилась с трагедийной темой, возникла Кармен («Кармен-сюита»), одна из гл. ролей П. в репертуаре Большого театра. В этом балете проявилось стремление П. к новизне языка и к большой трагедийной теме. П. начала ставить балеты сама («Анна Каренина», «Чайка», Дама с собачкой»), а затем ушла из Большого театра. Возможность станцевать подлинную классич. трагедию ей предоставила балетная труппа франц. города Нанси («Федра», балетм. С. Лифарь) и балетная труппа «Театро лирико насиональ» («Мария Стюарт», балетм. Х. Гранеро). Но и балетные инсценировки рус. прозы и драматургии, осуществлённые П. в 70-80-х гг., открыли близость романа Л. Н. Толстого, пьесы и рассказа А. П. Чехова давней классич. традиции. В русле этой традиции П. с 1942 танцует и миниатюру М. М. Фокина «Умирающий лебедь», ставшую эмблемой её неповторимого искусства.
Плисецкая - первая исполнительница партий в Большом театре: фея Осени («Золушка», 1945, балетм. Р. В. Захаров), Хозяйка Медной горы («Сказ о каменном цветке», 1954, балетм. Л. М. Лавровский), Сюимбике («Шурале», 1955, балетм. Л. В. Якобсон), Лауренсия (1956, балетм. В. М. Чабукиани), Эгина (1958, балетм. И. А. Моисеев), Хозяйка Медной горы (1959, балетм. Ю. И. Григорович), Фригия (1962, балетм. Якобсон), Жар-птица (1964, возобн. С. К. Власова и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину), Мехменэ Бану («Легенда о любви», 1965, балетм. Григорович), Кармен (1967, балетм. А. Алонсо), Прелюдия на муз. И. Баха (1968, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв). Др. партии: Маша («Щелкунчик»), Мирта («Жизель»), Раймонда; мазурка («Шопениана»), Одетта-Одиллия, Зарема, Китри; Вакханка («Вальпургиева ночь»), Персидка (опера «Хованщина» М. П. Мусоргского), Аврора; Царь-девица («Конёк-Горбунок»), Джульетта, Эгина (балетм. Григорович). Выступала в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (1973, балетм. Р. Пети, Марсельский балет); «Болеро» (1975), «Айседора» (1976, первая исполнительница), «Леда» (1979, все балетм. М. Бежар, «Балет XX века», Брюссель); «Федра» (1984, балетм. С. Лифарь, Балетная труппа театра г. Нанси; 1985, театр «Одеон», Париж; 1985, Римская опера), «Эль Ренидеро» (1990, балетм. Х. Лопес, театр «Колон», Буэнос-Айрес). Пост.: «Анна Каренина» (1972, совм. с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, Большой театр, П. - Анна Каренина; 1974, Театр им. Навои, Ташкент; 1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск); «Чайка» Р. К. Щедрина (1980, Большой театр, П. - Чайка и Нина Заречная; 1983, Театр «Пергола», Флоренция; 1985, Муниципальный театр, Гётеборг); «Раймонда» (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим); Дама с собачкой» Щедрина (1985, Большой театр, П. - Анна Сергеевна). В 1983-84 худ. рук. балетной труппы римской Оперы, в 1988-90 - балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид), где возобновила балет «Тщетная предосторожность» и выступила в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на муз. Э. де Диего (балетм. Х. Гранеро). В театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» на муз. Щедрина (по Ж. Жироду), где П. исполнила гл. партию (1992, балетм. Дж. Качуляну). Снималась в кинофильме-концерте «Мастера русского балета» (1953), кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Анна Каренина» (1975), в худож. фильмах (как драм. актриса) «Анна Каренина» (1968), «Чайковский» (1970), в телеэкранизациях балетов «Болеро» и «Айседора» («Поэзия танца», 1977), «Кармен-сюита» (1978), Дама с собачкой» (1986), в телевиз. фильме «Фантазия» (по мотивам «Вешних вод» И. С. Тургенева, реж. А. В. Эфрос, 1976), «Чайка» (1982). Её творчеству посв. док. фильмы «Майя Плисецкая» (1964; новая ред. 1981), кинофильм «Балерина» (1969), телефильм-концерт «Майя Плисецкая» (1973 и 1974), телефильм «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» (1987). Пр. Анны Павловой (1962, Париж), Лен. пр. (1964). Награждена франц. орденами Командора (1984) и Почётного легиона (1986). В 1985 П. присвоено звание доктора Сорбонны. С 1990 выступает с конц. программами за рубежом, ведёт мастер-классы. В 1994 в Санкт-Петербурге состоялся Первый междунар. балетный конкурс «Майя», посв. творчеству П.
Соч.: Московские уроки Вагановой, в сб.: А. Я. Ваганова, Л.-М., 1958; Неповторимость, в сб.: Алексей Ермолаев, М., 1974; Репортаж для будущего, «ТВ.-Р.», 1984, № 3; Я, Майя Плисецкая, М., 1994.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ПЛ..

ОППЕНГЕЙМ

ОРЕШКЕВИЧ

ОСТАЛЬЦОВ

ОСТАПЕНКО

ПАКЕРЕТТА

ПЕРЕТОКИН

ПИГМАЛИОН

ПЛИСЕЦКИЙ

ПОНОМАРЁВ

ПОСТНИКОВ

ПОТЁМКИНА

ПРЕСНЯКОВ

ПРИХУНОВА

ПРОКОФЬЕВ

ПРОХОРОВА

(c) Русский балет 2009-2015