А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПЕТИПА Мариус Иванович [11.3.1818, Марсель - 1(14).7.1910, Гурзуф, похоронен в Петербурге], артист, балетмейстер, педагог. По нац. француз. Учился у отца - Ж. А. Петипа и О. Вестриса. В 1838-46 выступал как танцовщик и балетмейстер в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка и Мадрида. В 1847 приглашён в Петербург на амплуа «танцора-мима»; танцевал до 1869 в партиях Люсьена д'Эрвильи («Пахита»), Фабио («Сатанилла, или Любовь и ад»), Графа («Своенравная жена»), Феба; Фауста («Фауст»), Конрада. В 1855-87 преподавал в Петерб. театр. училище. В 1847 перенёс на сцену петерб. Большого театра балет «Пахита», в 1858 пост. одноактный балет «Брак во времена регентства» Ц. Пуни. С 1862 штатный балетм., в 1869-1903 гл. балетм. петерб. балетной труппы. Всего поставил св. 60 балетов. В многоактных балетах «Дочь фараона» (1862), «Царь Кандавл» (1869), «Дон Кихот» (1869, Москва; 1871, Петербург), «Баядерка» (1877) П. постепенно создал свод правил балетного академизма: эти постановки отличались мастерством композиции, стройностью хореогр. ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий: архитектоника танца уподоблялась структурным формам музыки, а система выразительных средств - муз. образности. В спектаклях П. формы дивертисментной сюиты выполняли существенную роль. В балетах с благополучной развязкой такая сюита венчала танц.-драм. действие, в балетах-трагедиях - предшествовала развязке. Внутри спектаклей П. строил развёрнутые хореогр. сцены, в которых формировались пути развития симф. танца, сначала поставленного на музыку, далёкую от симфонизма («Тени»). Здесь же разрабатывались формы хореогр. миниатюры («Оживлённый сад» на муз. Л. Делиба в «Корсаре»). Среди одноактных балетов П. выделялись «Сон в летнюю ночь» на муз. Ф. Мендельсона к комедии У. Шекспира (1876), «Испытание Дамиса» и «Времена года» (1900). Вершина и итог творчества П. - сотрудничество с великими рус. композиторами-симфонистами П. И. Чайковским и А. К. Глазуновым. Опыты симфонизации балетного танца получили прочную основу в партитурах «Спящей красавицы» (1890) и «Раймонды» (1898). В «Спящей красавице» муз.-хореогр. кульминации - четыре адажио каждого акта - дали непревзойдённые примеры поэтически обобщённой образности танца. В «Раймонде» на материале трёх характерно-классических музыкальных сюит была новаторски разрешена проблема взаимодействия классического и характерного танца. Шедевром рус. хореографии является па де де Одиллии и принца Зигфрида. Лучшие балеты П. ставятся на сценах мира как выдающиеся образцы наследия 19 в. Творческая деятельность П. в России продолжалась более полувека и представлена следующими его работами (помимо указанных выше). Постановки в петерб. Большом и Мариинском театрах, а также в других театрах: «Лида, или Швейцарская молочница» А. Гировеца (1849, совм. с Ж. Перро), «Звезда Гренады» Пуни (1855, Михайловский театр, Петербург), «Роза, фиалка и бабочка» П. Ольденбургского (1857, Царское Село), «Венецианский карнавал» Пуни и на тему П. Паганини (Гран па де де, 1859); «Парижский рынок» (1859), «Голубая георгина» (1860), «Терпсихора» (1861, Царское Село), «Ливанская красавица, или Горный дух» (1863), «Путешествующая танцовщица» (1865), «Флорида», «Титадия» (обе - 1866; Дворец Великой княгини Елены Павловны, Петербург), «Амур-благодетель» (Школьный театр, Петербург) и «Рабыня» (оба - 1868, Царское Село), все Пуни; «Трильби» Ю. Г. Гербера (1870, Большой театр, Москва), Две звезды» Пуни (1871); «Камарго» (1872), «Бандиты» (1875), «Приключения Пелея» (1876), «Роксана, краса Черногории» (1878), «Дочь снегов», «Млада» (обе 1879), «Зорайя, мавританка в Испании» (1881), «Ночь и день» (1883, Большой театр) - все Л. Ф. Минкуса; «Кипрская статуя» («Пигмалион») И. Ю. Трубецкого (1883), «Волшебные пилюли» и «Жертвы Амуру, или Радость любви» (Петергоф) - обе Минкуса; «Приказ короля» А. Визентини (1886), «Гарлемский тюльпан» Б. А. Фитингоф-Шеля (1887, совм. с Л. И. Ивановым), «Весталка» М. М. Иванова (1888), «Талисман» Р. Е. Дриго; «Капризы бабочки» (обе 1889) и «Ненюфар» (1890) - обе Н. Е. Кроткова; «Калькабрино» Минкуса, «Волшебная сказка» Рихтера (Школьный театр, Петербург) - обе 1891, «Золушка» Фитингоф-Шеля (1893, совм. с Э. Чеккетти и Ивановым), «Пробуждение Флоры» Дриго (1894, Петергоф), «Лебединое озеро» (1895, совм. с Ивановым), «Привал кавалерии» И. И. Армсгеймера, «Жемчужина» Дриго (Большой театр), «Синяя борода» П. П. Шенка - обе 1896, «Фетида и Пелей» на муз. Минкуса и Делиба (1897, Петергоф); «Арлекинада» Дриго, «Ученики Дюпре» на муз. Визентини, Делиба и др. композиторов (обе 1900), «Сердце маркизы» на муз. Э. Гиро (1902) все в Эрмитажном театре, Петербург; «Волшебное зеркало» А. И. Корещенко (1903), «Роман бутона розы» Дриго (премьера не состоялась). Новые редакции: «Сатанилла, или Любовь и ад» Н. Ребера и Ф. Бенуа (1848, совм. с Жаном Антуаном П.), «Корсар» (1863) - обе по Ж. Мазилье; «Фауст» Дж. Паниццы и Пуни (1867), «Катарина, дочь разбойника» (1870) и «Наяда и рыбак» Пуни - все по Ж. Перро, «Бабочка» Минкуса (по М. Тальони) - обе 1874, «Фризак цирюльник, или Двойная свадьба» на муз. Ж. Снелля в оркестровке Минкуса (1879, по Ж. А. Петипа), «Дева Дуная» А. Адана (1880, по Ф. Тальони), «Маркитантка» Пуни (1881), «Пакеретта» Бенуа, Пуни и Минкуса (1882) - обе по А. Сен-Леону, «Жизель» (по Ж. Коралли и Перро), «Коппелия» (по Сен-Леону) - обе 1884, «Своенравная жена» Адана и Минкуса (1885, по Мазилье), «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля (1885, совм. с Ивановым, по Ж. Добервалю), «Эсмеральда» (1886, по Перро), «Фиаметта» Минкуса (1887, совм. с Ивановым, по Сен-Леону), «Сильфида» (1892, по Ф. Тальони), «Конёк-Горбунок, или Царь-девица» (1895, по Сен-Леону). Танцы в операх: «Страделла» Ф. Флотова (1849, Большой театр), «Русалка» А. С. Даргомыжского (1856, совм. с Н. О. Гольцем, Театр-цирк, Петербург), «Марта» Флотова (дивертисмент на муз. Пуни, 1859), «Орфей» Глюка (1868), «Гамлет» А. Тома (1872), «Тангейзер» Р. Вагнера (1874), «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Аида» Дж. Верди - обе 1875, «Гуарани» К. А. Гомиса (1879), «Царица Савская» К. Гольдмарка (1880), «Мефистофель» А. Бойто, «Король Лахорский» Ж. Массне - обе 1881; «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера, «Кармен» Ж. Бизе, «Фауст» Ш. Гуно, «Гугеноты» Мейербера (все - 1882), Джоконда» А. Понкьелли, «Кавказский пленник» Ц. Э. Кюи, «Северная звезда» Мейербера, «Ричард III» Ж. Сальвейра, «Филемон и Бавкида» Гуно (все - 1883); «Лалла Рук» Ф. Давида, «Нерон» Рубинштейна, «Альдона» Понкьелли, «Рогнеда» А. Н. Серова, «Лакме» Делиба (все - 1884), «Манон» Массне (1885), «Тамана» Фитингоф-Шеля, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (обе 1886), «Фенелла» Д. Ф. Э. Обера (1887), «Пиковая дама» Чайковского (1890), «Иоанн Лейденский» Мейербера (1891), Дубровский» Э. Ф. Направника (1895), «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка, «Фра-Дьяволо» Обера (обе 1897), «Дон-Жуан» В. А. Моцарта, «Фераморс» Рубинштейна (обе 1898).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ПЕТИПА Мария Мариусовна [17(29).10.1857, Петербург - 1930, Париж], артистка. Заслуженная артистка имп. театров (1901). Дочь М. И. Петипа и М. С. Суровщиковой. Училась у отца, совершенствовалась в классе Х. П. Иогансона. В 1875 дебютировала на сцене петерб. Большого театра в гл. партии балета «Голубая георгина» (балетм. Петипа). Первая исполнительница партий и характерных танцев, пост. для неё Петипа: пляска бедуинов («Зорайя», 1881), Психея («Кипрская статуя», 1883), чардаш («Коппелия», 1884), болеро («Волшебные пилюли», 1886), танец трубадуров («Приказ короля», 1886), пляска горцев («Талисман», 1889), фея Сирени (1890), мазурка («Золушка», 1893), венгерский («Лебединое озеро», 1895), Мария («Привал кавалерии», 1896), панадерос и мазурка («Раймонда», 1898). Др. партии и танцы: Гамзатти («Баядерка»), Низия («Царь Кандавл»), малороссийский («Конёк-Горбунок»), Джианина («Наяда и рыбак»), а также танцы в операх. Обладала необыкновенной красотой и грацией; ведущая, после Л. П. Радиной, характерная танцовщица. Успешно гастролировала в Варшаве, Будапеште, Париже. Награждена двумя золотыми медалями за долголетнюю усердную службу. В 1907 оставила сцену, в 1909-11 были разовые выступления в Мариинском театре. Работала после 1917 в Институте муз. просвещения. В 1926 уехала в Париж.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ПЕ..

НАТАЛИ

НУРЕЕВ

ОБУХОВ

ОРЕХОВ

ПАХИТА

ПЕЙСАР

ПЕСТОВ

ПЕТРОВ

ПЕШКОВ

ПОПОВА

ПУШКИН

РАДИНА

РАДЛОВ

РАЙКОВ

РЕДИНА

(c) Русский балет 2009-2015