А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПЕРМСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. П. И. Чайковского, академический (с 1969), осн. в 1878. Первые балетные спектакли вошли в репертуар со 2-й пол. 1920-х гг. («Табор венгерских цыган» Занненфельда, «Волшебная флейта» Р. Е. Дриго, «Фея кукол» И. Байера). Стационарная балетная труппа созд. в 1926, первый спектакль - «Жизель» (балетм. Б. В. Щербинин). Основу труппы составили воспитанники первой студии, которой в дальнейшем руководил Б. Ф. Кирхгейм и Н. В. Кузнецова. В этот период в репертуаре театра: «Коппелия», «Красный мак», «Лебединое озеро», «Тщетная предосторожность». В 1935 при театре была создана вторая студия, которую возглавил балетм. А. Э. Монковский. Состав труппы вырос до 40 человек, что дало возможность пополнить репертуар классич. произведениями. Балетмейстеры - Монковский, А. Р. Томский, Я. В. Романовский, С. С. Чаплыгина, Г. И. Язвинский; среди солистов - А. П. Бронский, Н. М. Гончарова, Е. И. Езерский, Т. Д. Кутасова, А. Я. Туров, Р. Череховская. В годы войны коллектив работал в промышленных центрах области, уступив помещение театра эвакуированному в Пермь Театру им. Кирова. Пребывание ленинградцев в Перми во многом способствовало росту интереса к искусству хореогр. театра, повышению проф. мастерства местных исполнителей. Результатом этого процесса стало открытие третьей студии, преобразованной в мае 1945 в хореогр. училище. В послевоен. годы театр впервые обратился к созданию совр. спектаклей. Среди них «Милица» Б. В. Асафьева (1947), «Каменный цветок» А. Г. Фридлендера (1949), «Юность» М. И. Чулаки и «Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа (1951). В труппе - выпускники ЛХУ и МХУ, что определило взаимодействие разл. исполнительских школ. Ведущие партии в спектаклях исполняли И. А. Воронин, Н. А. Захаров, Т. Х. Кушаева, А. Н. Кокурина, Е. Ю. Потёмкина, Ю. К. Рахманов, С. М. Рудина, Л. Г. Таубе, С. М. Тулубьева, К. А. Чудинская, Л. Г. Эйхфус. В 50-х - нач. 60-х гг. в репертуаре театра спектакли, в которых активно разрабатывалась эстетика драмбалета. Постановки балетм. Т. Е. Рамоновой («Ромео и Джульетта»; «Бэла» по М. Ю. Лермонтову и «Грушенька» по Н. С. Лескову - оба Б. П. Мошкова) способствовали раскрытию исполнительских индивидуальностей первых выпускников Пермского хореогр. училища. Среди них: Л. В. Асауляк, Е. В. Быстрицкая, В. А. Зуева, В. В. Кузнецова, Г. Г. Малхасянц, В. В. Пашкевич, М. Б. Подкина, О. В. Хоменко, А. Ф. Шикеро, Р. М. Шлямова. В работах балетм. К. А. Есауловой классич. форма балетного спектакля строилась на эстетике демихарактерного танца - «Доктор Айболит» (1950) и «Щелкунчик» (1955, совм. с хореогр. училищем), «Пер Гюнт» (1962). В 60-е гг. направленность худож. поисков театра определяют балетм. М. М. Газиев и Н. С. Маркарьянц. Под рук. Газиева труппа обращается к произв., не имеющим постановочных традиций и академич. форм воплощения. «Авторский театр» Газиева составляли оригинальные хореогр. интерпретации «Болеро» М. Равеля, «Токкаты» И. С. Баха, «Седьмой симфонии» С. С. Прокофьева, а также постановки «Берега надежды» А. П. Петрова, «Шахмат» А. Блисса, «Выстрела» Н. И. Крюкова и Г. Р. Терпиловского. Преодолевая апологетику драмбалета, сближая танц. партитуру с симф. звучанием, балетмейстер подчинял действие своих спектаклей законам театр, режиссуры и композиции. Вершиной этих поисков стала авторская ред. балета «Берег надежды». В работе балетм. Маркарьянца над балетом «Спартак» сказалось влияние версии Григоровича, хотя постановка отмечена стремлением поменять и усилить ряд драматургич. акцентов. Период 1971-77, ставший худож. взлётом труппы, связан с именем балетм. Н. Н. Боярчикова. Театр становится своеобразной творч. лабораторией, где ищутся новые хореогр. формы и средства выразительности, активно переосмысляется природа классического танца, развиваются и углубляются принципы режиссуры и исполнительской образности. Философский подтекст, всестороннее раскрытие драматургич. идеи определяют суть его хореографии в таких спектаклях, как «Ромео и Джульетта» (1972, Гос. пр. РСФСР), «Чудесный мандарин», «Три карты» и «Царь Борис» на муз. Прокофьева; комедийная стихия, пародия, «возрожденческие» мотивы характеризуют постановку Боярчиковым балета «Слуга двух господ» (по Б. А. Фенстеру; 1976, Гос. пр. РСФСР). В рок-балете «Орфей и Эвридика» на муз. одноим. зонг-оперы А. Б. Журбина сказывается стремление балетмейстера к выявлению синтетич. природы театра и балета, воплощению актуальных идей молодёжного движения кон. 70-х гг. Под рук. Боярчикова совершенствуется и оформляется исполнит. стиль труппы, ориентированной на традиции ленингр. хореогр. школы. Эталоном профессионализма становится кордебалет (педагоги-репетиторы Асауляк, В. В. Байкова). В 70-80-е гг. в группе ведущих солистов: С. А. Александров, Асауляк, М. Ф. Даукаев, Н. Н. Дьяченко, Р. И. Кузьмичёва, Л. А. Кунакова, Н. В. Павлова, Ю. Н. Петухов, Подкина, Г. А. Рагозина, С. И. Смирнова, Г. В. Судаков, Л. И. Фоминых, О. И. Ченчикова, И. А. Шаповалов, Л. В. Шипулина, Г. А. Шляпина, Шлямова, К. А. Шморгонер. В 1977-80 и в 1982-83 худ. руководство труппой осуществляет Л. П. Сахарова, в 1980-82 - Г. Д. Алексидзе. Под рук. Алексидзе труппа продолжает осваивать новейшие хореографические стили, обращаясь, в частности, к опыту абстрактного балета («Моцартиана» на муз. П. И. Чайковского). Свойственное балетмейстеру тяготение к малым формам сказывается на включении в репертуар разнообразных по жанру одноактных балетов («Блудный сын» Прокофьева и «Испытание Дамиса» А. К. Глазунова), заметно влияет и на многоактные сочинения, приобретающие подчас черты камерности, лирич. образности. В 1983-89 гл. балетм. театра В. Н. Салимбаев (ученик Боярчикова). Активно работая над возобновлением классич. репертуара, сверяя его с канонич. редакциями, Салимбаев в остроиндивидуальной, тяготеющей к лирико-философскому театру манере хореогр. образности ставит спектакли «Семь красавиц», «Спартак», осуществляет постановки балетов на музыку уральских композиторов Д. С. Суворова «Каменный идол» и И. В. Ануфриева «Холодное сердце». С 70-х гг. вся постановочная деятельность театра ведётся в тесном сотрудничестве с дирижёрами - муз. руководителями спектаклей: А. М. Анисимовым, Б. И. Афанасьевым, О. М. Белунцовым, В. А. Рыловым, А. П. Сотниковым. С 1989 худ. рук. Шморгонер. Среди его постановок: «Раймонда», «Симфонические танцы» на муз. С. В. Рахманинова, «Вечер современной хореографии». В труппе (на 1994): Ю. В. Машкина, Н. И. Гусева, А. Н. Журавлёв, Е. Ф. Кулагина, Р. Р. Миниахметов, Н. А. Моисеева, В. Д. Полещук.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ПЕ..

ЛЕНИНГРАДСКИЙ АНСАМБЛЬ БАЛЕТА

МОСКОВСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ

(c) Русский балет 2009-2015