А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна) [31.1(12.2).1881, Петербург 23.1.1931, Гаага], артистка. В 1891 принята на балетное отд. Петерб. театр. училища (педагоги А. А. Облаков, Е. О. Вазем, П. А. Гердт). На выпускном спектакле выступила в партии Дочери дворецкого в специально поставленном Гердтом балете «Мнимые дриады». По окончании училища с 1899 танцовщица Мариинского театра. Дебютировала в том же году в па де труа в «Тщетной предосторожности». В 1906 переведена в разряд балерин. В 1910 перешла на положение гастролёрши. На сцене Мариинского театра последний раз выступила в партии Никии в 1913, последняя гастроль в России концерт в Москве в Зеркальном театре сада «Эрмитаж» (1914). В пост. М. И. Петипа, Л. И. Иванова и их предшественников определилось многообразие возможностей П.: музыкальность и психологич. содержательность её танца, эмоциональная действенность игры, широта жанрового диапазона. Её выступление в «Баядерке» (1902) дало вторую жизнь образу Никии, истолкованному в плане высокой трагедии духа, внесло перелом в сценич. жизнь спектакля. В образе Жизели (1903) психологизм трактовки вёл к поэтически просветлённому финалу. П. исполняла партии, где классич. основа имела нац.-характерную окраску. Зажигательный, бравурный танец её испанских героинь - Пахиты, Китри (обе 1907) был высоким образом исполнительского мастерства и стиля своего времени. Обращалась и к собственно характерным танцам: панадерос («Раймонда»), уральская пляска («Конёк-Горбунок»), испанский танец («Щелкунчик»), Вакханка («Времена года»). С новаторскими поисками балетм. А. А. Горского, стремившегося к драматизации балетного действия, связаны в репертуаре П. партии Китри и Бинт-Анты («Дочь фараона»). Последнюю она сначала исполнила в Большом театре (1906), а затем танцевала партию Аспиччии в традиц. постановке того же балета на петерб. сцене. П. сыграла важную роль в реформах М. М. Фокина как первая исполнительница гл. партий в созданных им балетах: «Виноградная лоза» (1906). «Эвника» (1907; Актея, затем и Эвника), «Шопениана», «Павильон Армиды» (оба 1907; Армида), «Египетские ночи» (1908, Береника). В них проявились одухотворённый психологизм и музыкальность артистки. Гл. ценностями творч. союза П. и Фокина явились произв., где танец подчинён духовно-выразительным задачам: «Шопениана», «Лебедь» на муз. К. Сен-Санса (1907, позже под назв. «Умирающий лебедь»), ставший поэтическим символом рус. хореографии этой эпохи. Отдавая дань новаторству Фокина. П. по-прежнему хранила преданность русской балетной классике. С 1908 гастролировала за рубежом. В 1909 виднейшая участница Русских сезонов в Париже, положивших начало её всемирной известности. В 1910 создала собств. труппу, которая с триумфальным успехом выступала во мн. странах. В 1913 и 1914 П. выступала в Петербурге и Москве. П. сохраняла в гастрольном репертуаре балеты П. И. Чайковского и А. К. Глазунова, «Тщетную предосторожность», «Жизель», «Коппелию», «Пахиту», а также конц. номера. В её труппе работали русские балетмейстеры и преим. русские танцовщики, с ними создавались новые хореогр. миниатюры: «Ночь» и «Вальс-каприс» на муз. А. Г. Рубинштейна, «Стрекоза» на муз. Ф. Крейслера, «Калифорнийский мак» на муз. Чайковского. Фокин специально для труппы П. пост. в 1913 «Прелюды» на муз. Ф. Листа и «Семь дочерей Горного короля» на муз. А. А. Спендиарова. Творческий облик П. сложился на рус. сцене. В своих многочисл. конц. номерах она опиралась гл. обр. на традиции отечеств, искусства. Слава П. стала легендарной. Её подвижническое служение танцу пробудило во всём мире интерес к хореографии и дало толчок к возрождению зарубежного балетного театра. Снималась в худож. фильме «Немая из Портичи» в роли Фенеллы (1915, США); отснятые в 1924 в Голливуде миниатюры в исп. П. вошли в фильм «Бессмертный лебедь» (1956). П. посвящены балет «Моя Павлова» на сб. муз. (балетм. Р. Пети), худож. кинофильм «Анна Павлова» (1983), документ, фильм «Анна Павлова» (1985).
Соч.: Неск. страничек из моей жизни, «Солнце России», 1912, № 122 (23).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ПАВЛОВА Надежда Васильевна (р. 15.5.1956, Чебоксары), артистка. Народная артистка Чуваш. АССР (1980), нар. арт. СССР (1984). В 1974 окончила Пермское хореогр. училище (педагог Л. П. Сахарова). Ученицей выступала на сцене Пермского театра, затем в его труппе, где исполнила партии Сванильды, Жизели и Джульетты (все 1972). В 1975-95 в Большом театре. Дебютировала здесь в партии Жизели. Др. партии: Маша («Щелкунчик»), Геро («Любовью за любовь»), Китри, Фригия; Аврора, принцесса Флорина («Спящая красавица»), па де де («Эти чарующие звуки...»), Ширин; Принцесса («Деревянный принц», 1981, балетм. А. Б. Петров, первая исполнительница), Эола («Икар»), Джульетта; Сильфида («Шопениана»), Валентина («Ангара»), Катерина («Каменный цветок»), Одетта-Одиллия, Никия. П. - балерина лирико-драм. дарования. Её искусство отличается одухотворённостью, полной слитностью с характером персонажей, правдой сценич. жизни. П. обладает неогранич. возможностями в технике танца, отличающегося певучестью, мягкостью, естеств. грациозностью пластики, тонким изяществом линий, высоким прыжком. Много выступает в конц. репертуаре. В 1983 окончила балетмейстерское отд. ГИТИСа. Снялась в худож. фильме «Синяя птица» (1976, балетм. Л. В. Якобсон), в телебалете «Поэмы» (1981). Творчеству П. и В. М. Гордеева посв. телефильм-концерт Дуэт молодых» (1977). 1-я пр. Всес. конкурса молодых балетмейстеров и артистов балета в Москве (1972), Гран при Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1973).
Соч.: «Я танцевать люблю и этим счастлива», «КиЖ», 1983, № 2.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ПА..

НАСИЛОВ

НАУМКИН

НИКИТИН

НИКОНОВ

НОВИКОВ

ОБЛАКОВ

ОКАТОВА

ПАРАДИЗ

ПАРЫШЕВ

ПЕЛЬЦЕР

ПЕТРОВА

ПЕТУХОВ

ПИСАРЕВ

ПЛЕТЕНЬ

ПЛЕТНЁВ

(c) Русский балет 2009-2015