А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ОСИПЕНКО Алла Евгеньевна (р. 16.6.1932), артистка, педагог. Народная артистка РСФСР (1960). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1950-71 в Театре им. Кирова, в 1964-66 одновременно выступала в Камерном балете под рук. Г. Д. Алексидзе, в 1971-73 в труппе «Хореографические миниатюры», с 1973 в Ленконцерте, в 1977-82 в ансамбле Новый балет (Ленингр. ансамбль балета). О. - одна из наиболее значительных фигур в своём поколении исполнителей. Неординарны данные балерины: уникальна лепка тела, создающая графику поющих линий и лёгких, удлинённых пропорций. Структура же мышц, напротив, суховата, возможностей кантиленного танца лишена. Музыкальность не была её стихией: мелодия танца О. возникала как бы сама по себе, складываясь из красоты совершенных поз. Склонность к экстатическим внутренним состояниям - при внешней отрешённости и непроницаемости, подчёркнутой внеэмоциональности - всё это определило исключительное своеобразие исполнительницы. Классич. репертуар, за редким исключением, так и не стал О. близким. Появление в партиях Раймонды и Никии («Баядерка») было эпизодическим. Закрепились в её репертуаре Одетта-Одиллия; Гамзатти («Баядерка»), событием стала фея Сирени. Исполняла также Уличную танцовщицу и Повелительницу дриад («Дон Кихот»), 7-й вальс и мазурку («Шопениана»), Машу («Щелкунчик»). Сферой приложения её творч. сил стала совр. хореография. Вершина творчества О. - партия Хозяйки Медной горы (1957, первая исполнительница, балетм. Ю. Н. Григорович), в которой наиболее полно раскрылись масштаб личности балерины и трагедийная природа её дара. Первая исполнительница партий: Панночка («Тарас Бульба», 1955, балетм. Б. А. Фенстер), Любимая («Берег надежды», 1959, балетм. И. Д. Бельский), Жемчужина («Жемчужина», 1965, балетм. К. Ф. Боярский), Смерть («Человек», 1966, балетм. В. Катаев). Др. партии: Дездемона («Отелло»), Мехменэ Бану; Сари («Тропою грома»), Фригия. В Ленингр. Малом театре исполнила партию Клеопатры («Антоний и Клеопатра», 1968, балетм. И. А. Чернышёв). В Ленингр. ансамбле балета - Песня («Прерванная песня», 1977), Жар-птица («Жар-птица», 1978), Настасья Филипповна («Идиот», 1980), миниатюра «Двуголосие» (1977, все - первая исполнительница, все балетм. Б. Я. Эйфман), Ночная красавица («Под покровом ночи», 1977, балетм. М. Мурдмаа). Др. миниатюры: в пост. Л. В. Якобсона - «Поцелуй» (1959), «Вальсы» на муз. М. Равеля (1963), «Полёт Тальони», «Минотавр и нимфа» (обе 1971), «Жар-птица» (1971), «Лебедь» (1972); балеты - «Экзерсис-ХХ» (1971), «Блестящий дивертисмент» (1973). Снималась в кинофильме-концерте «Хореографические миниатюры» (1960), в телефильмах-концертах: «Тема с вариациями» (1971), «Павловские музы» (1972), «Темы к размышлению» (1988), в док. фильме «Ленинградский балет» (1966), в телеэкранизации балета «Антоний и Клеопатра» (1975), а также в худож. фильмах в ролях: Женщина («Голос», 1982), Ариадна («Скорбное бесчувствие»), Подруга («Фуэте», оба 1986). Творчеству О. посвящён телефильм-концерт «Хореографическая поэма» (1974). С 1988 преподаёт за рубежом (Италия). Пр. Анны Павловой Парижской академии танца (1956).
Соч.: Факты жизни (Из дневника балерины, 1976-79), «Искусство Ленинграда», 1990, № 12.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ОС..

МОСОЛОВА

МУХАНОВА

НЕЛИДОВА

НЕСТЕРОВ

НИКИТИНА

НИСНЕВИЧ

НОВИЦКАЯ

ПАГАНИНИ

ПАЛЬШИНА

ПАНФИЛОВ

ПЕТРУНИН

ПЕТРУШКА

ПИРОЖНАЯ

ПОЗНЯКОВ

ПОЛЯКОВА

(c) Русский балет 2009-2015