А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


«ОРИЖИНАЛЬ БАЛЛЕ РЮС» (Original Ballet Russe), «Оригинальный русский балет», одна из крупнейших русских балетных трупп за рубежом 1-й пол. 20 в. Её истоки восходят к труппе «Балле рюс де Монте-Карло», создатели которой Р. Блюм и В. де Базиль в 1935 прекратили сотрудничество, и в 1936 возникло два коллектива: Блюм создал «Балле де Монте-Карло» (Le Ballet de Monte Carlo), а коллектив, принадлежащий де Базилю, получил сначала наименование «Балле рюс дю колонель де Базиль», затем в 1939-48 - «О. б. р.». Труппа «Балле рюс де Монте-Карло» была создана на основе балетной труппы Оперного театра Монте-Карло, руководимой Блюмом, и балета Русской оперы Парижа, одним из директоров которой был де Базиль. Открытие «Балле рюс де Монте-Карло» состоялось в янв. 1932. Первым его балетмейстером был Дж. Баланчин, поставивший ряд балетов: «Котильон» Э. Шабрие, «Конкуренция» Ж. Орика, «Мещанин во дворянстве» на муз. Р. Штрауса; Л. Ф. Мясин пост. балет «Детские игры» на муз. Ж. Бизе. Кроме того, шли балеты, перешедшие из репертуара Рус. оперы в Париже - «Любовь волшебница» М. де Фальи, «Пульчинелла» И. Ф. Стравинского и «Шут» С. С. Прокофьева, балетм. Б. Г. Романов; из репертуара Театра танца Б. Ф. Нижинской - «Ревнивые комедианты» на муз. А. Казелы, на темы Д. Скарлатти, балетм. Нижинская; «Этюд» на муз. И. С. Баха, балетм. тот же, и спектакли труппы Дягилева («Сильфиды», «Петрушка», «Половецкие пляски», все в пост. М. М. Фокина). В составе труппы были артисты, работавшие у Дягилева: С. Л. Григорьев, Л. П. Чернышёва, Ф. Л. Дубровская, Л. Вуйциковский, А. Д. Данилова (с 1933); танцовщики, обучавшиеся у рус. педагогов во Франции: Т. В. Туманова, И. Баронова и Т. Рябушинская, прозванные «бэби-балеринами», т. к. им было от 14 до 16 лет, и Т. Григорьева (Сидоренко), Л. Ростова (Килберг), Н. Вершинина, В. Блинова, О. Морозова (Вершинина), Д. Лишин, А. Эглевский, а также П. Петров, В. Псота и др. В первые годы работы в труппе Баланчин ставил целью создать новый репертуар. исключая знаменитые постановки труппы Дягилева. Это не совпадало, однако, с намерениями руководителей, и уже в 1933 Баланчина сменил Мясин (работал до 1937). Во время раскола коллектива в 1935 Мясин остался с де Базилем. В 1933-37 Мясин пост. здесь 9 новых балетов и включил в репертуар мн. балеты, шедшие у Дягилева и в др. труппах, как свои [«Русские сказки» на муз. А. К. Лядова, «Полночное солнце» на муз. Н. А. Римского-Корсакова, «Треуголка» М. де Фальи, «Женщины в хорошем настроении» («Проказницы» на муз. Д. Скарлатти, оркестровка В. Томмазини)], так и Фокина («Шехеразада», «Жар-птица»; «Тамара» на муз. М. А. Балакирева). В творчестве Мясина одним из гл. направлений оставалась, как и в пору его работы у Дягилева, пост. балетных комедий. В числе новых комедий были спектакли на амер. сюжеты в годы гастролей труппы в США: «Union Pacifie» («Мирный союз») Н. Набокова, 1934. Однако ещё большее значение имело др. направление, впервые проявившееся в период его работы в труппе де Базиля, - создание нового жанра балетов-симфоний. Это «Предзнаменования» на муз. 5-й симфонии П. И. Чайковского и «Хореартиум» на муз. 4-й симфонии И. Брамса (оба 1933), «Фантастическая симфония» на муз. Г. Берлиоза (1936). Несколько балетов пост. Нижинская: «Сто поцелуев» Ф. д'Эрланже (1935) и др. Тогда же впервые осуществлены пост. танцовщика труппы Лишина, ставшего впоследствии её постоянным балетмейстером («Ноктюрн» на муз. Ж. Д. Рамо, 1933; «Франческа да Римини» на муз. Чайковского, 1937).
В 1937 в труппе произошли изменения. Ушёл Мясин, который в результате судебного процесса получил право собственности на ряд своих балетов, в то время как некоторые другие (поставленные в труппе де Базиля) стали собственностью владельца труппы. Менялся и состав артистов. Во 2-й пол. 30-х гг. видное место в труппе заняли В. Н. Немчинова, Соно Осато, Т. Степанова, Ю. Лазовский, И. Юскевич, Д. Н. Ростов, Р. Ясинский. Мн. танцовщицы и танцовщики часто переходили из одной труппы в другую, выступая то в «О.б.р.», то в «Балле рюс де Монте-Карло». Труппа де Базиля постоянно гастролировала. Наиболее успешными были её выступления в Лондоне (ежегодно в 1934-39) и США (ежегодно в 1935-38). Состоялись также гастроли в Австралии (в 1936 часть труппы под рук. Лишина, в 1938 и 1939-40 труппа полностью). После ухода Мясина в 1937 основным балетмейстером стал Фокин. Он пост. новые балеты: «Золотой петушок» на муз. Н. А. Римского-Корсакова (балетная версия, 1937), «Золушка» д'Эрланже (1938), «Паганини» на муз. С. В. Рахманинова (1939), возобновил мн. свои балеты из дягилевского репертуара. В 1938-39 де Базиль временно отошёл от руководства труппой. В это время она выступала под назв. «Русский балет» (а в 1938 в Австралии - как балет англ. театра «Ковент-Гарден»); труппу представляла организация Образовательные балеты (Educational Ballets), принадлежавшая В. Е. Дандре и Г. Севастьянову. Летом 1939 де Базиль возвратился к руководству труппой, и она вернула назв. «О. б. р.». Вскоре после начала 2-й мировой войны труппа в расширенном составе (при участии, в частности, С. Лифаря) выехала на гастроли в Австралию и Новую Зеландию. Здесь балеты ставили Лифарь («Икар» на «ритмы» Лифаря в оркестровке А. Дорати при участии А. Онеггера; «Павана» на муз. Г. Форе, 1940) и Лишин («Выпускной бал» на муз. И. Штрауса, 1940). В труппу вступили Т. Лескова, Ж. Мулен, Н. Попова, И. А. Швецов, О. и В. Тупины. Ряд артистов труппы после гастролей остался работать в Австралии, где они создавали балетные школы и свои коллективы (В. Борованский, Э. Кирсова, Т. Чинарова). После гастролей в 1941 в Мексике, на Кубе и в США (где Баланчин пост. балет «Балюстрада» на муз. Стравинского) труппа, начиная с янв. 1942 и до сент. 1946, ездила по странам Лат. Америки (Куба, Бразилия, Аргентина, Чили, Перу, Уругвай, Эквадор, Боливия, Колумбия, Коста-Рика, Панама, Гондурас, Гватемала, Сан-Сальвадор, причём в некоторых странах - Бразилия, Аргентина, Куба гастролировала по нескольку раз). В 1943 «О.б.р.» провёл в Буэнос-Айресе совместный сезон с коллективом балета оперного театра «Колон». В числе ведущих артистов (наряду с названными выше): И. Строганова, М. Ларкина, Н. Гольнер, Э. Олрич, В. Докудовский, в 1946 с труппой выступала Баронова. В некоторых странах балетм. Псота, работавший в труппе, ставил, пользуясь консультацией местных танцовщиков, балеты на нац. сюжеты: в Аргентине - «Было однажды» К. Густавино (1942) и «El Malon» («Набег индейцев») В. Х. Иглесиаса (1943); в Уругвае - «Остров сейб» Э. Фабини (1944); в Гватемале - «Икс-кик» Р. и Х. Кастильо (1945); в Бразилии - «Яра» Ф. Миньони (1946). Эти спектакли имели большое значение для развития балета в странах Лат. Америки, так же, как и открывавшиеся здесь мн. артистами школы и труппы; в Бразилии Вершининой, Лесковой и Ю. Шабелевским, в Аргентине - Григорьевой, в Перу - Ростовым, на Кубе - А. Леонтьевой. Осенью 1946 состоялись выступления «О. б. р.» в Нью-Йорке, где вместе с заметно поредевшей труппой де Базиля выступали артисты расформированного незадолго до этого нью-йоркского «Интернэшонал балле» и в качестве приглашённых гастролёров - А. Маркова и А. Долин (для них Дж. Тарас пост. балет «Камилла» на муз. Ф. Шуберта; был возобновлён балет «Жизель»). Ряд спектаклей этой труппы был также включён в репертуар. Сезон в Нью-Йорке показал, что «О.б.р.» переживает кризис. Это было вызвано отчасти усталостью и трудностями, пережитыми труппой во время длительных гастролей по Лат. Америке, когда артисты с трудом сохраняли форму, а декорации и костюмы изнашивались. Но были и др. причины. За истекшие годы появились новые нац. балетные коллективы, традиционный репертуар рус. труппы не привлекал зрителей. Гастроли в 1946-47 в США, затем в 1947 в Лондоне (с участием Рябушин-ской, Лишина, Морозовой, Мулен, Ясинского, Н. Орлова, Тараса, В. Скуратова) большого успеха не имели. Из новых работ была показана «Серебряная берёза» на муз. Чайковского балетм. Б. Князева. Труппа пополнилась молодыми амер. танцовщиками- учениками Лишина. Сезон 1947/48 открылся в Париже и продлился в Испании и Сев. Африке. Последнее представление состоялось 8 ноября 1948. Де Базиль надеялся вновь собрать труппу в следующем году, но ему удалось только организовать для неё киносъёмки балетов «Выпускной бал» и «Лебединое озеро». Де Базиль скончался в июле 1951. После его смерти были сделаны попытки возродить труппу усилиями Г. Кирста, Григорьева и Чернышёвой. Труппа выступала с окт. 1951 по янв. 1952 и на этом окончательно закончила своё существование.
«О.р.б.» - самая значительная русская балетная труппа после Русского балета Дягилева. Она сохраняла мн. особенности и традиции дягилевской труппы. Была гастрольным коллективом, не связанным ни с какой страной, ни с каким театром, придерживалась той же формы представления, состоящего из неск. одноактных балетов, ориентировалась почти исключительно на русских балетмейстеров и охотно привлекала рус. художников, использовала музыку рус. композиторов. Труппа имела в своём составе преим. рус. танцовщиков - вначале перешедших из труппы Дягилева, затем артистов, обучавшихся за границей у рус. педагогов (нерусские танцовщики часто принимали рус. фамилии). Занятия с танцовщиками и репетиции велись рус. педагогами (Григорьевым и Чернышёвой) согласно традициям рус. школы классического танца. Одновременно большое внимание уделялось характерному танцу и актёрской игре. В отдельные периоды существования труппы в ней даже преобладали характерные и полухарактерные танцовщики, мимич. актёры. Репертуар «О. б. р.» включал 70 назв.: ок. 20 из репертуара труппы Дягилева (балеты Фокина, Мясина), а также мн. спектакли, пост. для «О. б. р.» Мясиным, балеты Лишина и некоторые пост. Нижинской. Из классики 19 в. ставились, как и у Дягилева, сокращённые версии «Лебединого озера» и «Спящей красавицы» («Свадьба Авроры»). Между труппами Дягилева и де Базиля были, однако, и серьёзные различия. Дягилев был реформатором, первооткрывателем новых форм балета, он вдохновлял художников на искания, воспитывал таланты. Отсюда и неизменно творческий характер деятельности его труппы. Де Базиль проявил себя прежде всего как администратор, а художеств, его устремления были охранительскими. Он не искал контакта с художниками и композиторами-новаторами, а берёг созданное ранее. Поэтому в «О. б. р.» единственным новаторским направлением оказались балеты-симфонии Мясина. «О.б.р.» был труппой, не способной к саморазвитию, несравненно более консервативной, чем Русский балет Дягилева. Зато ни одна др. труппа не сделала так много для распространения искусства русского балета по всему миру. Благодаря ей во мн. странах, в частности в тех, где Русский балет Дягилева не бывал (в Австралии, небольших государствах Лат. Америки), были заложены основы для будущего развития нац. балета. Но дальнейшее существование такого коллектива в Европе и США после 2-й мировой войны стало уже анахронизмом. Послевоенный период в общественной и культурной жизни большинства стран Европы и Америки характеризуется ростом их нац. самосознания. Это проявилось и в сфере хореографии. Повсеместно начал развиваться собств. нац. балетный театр. В США это созданный в 30-х гг. Баланчиным «Нью-Йорк сити балле» и возникший в 40-х гг. на основе школы М. М. Мордкина «Балле тиэтр»; в Великобритании - труппа «Сэдлерс-Уэллс» (будущий Королевский балет Великобритании), которая за пятнадцать прошедших лет выросла в один из сильнейших балетных коллективов мира, получила офиц. статус и помещение крупнейшего лондонского театра «Ковент-Гарден». Во Франции шёл процесс утверждения новых форм балета, нового стиля, новой тематики в противовес насаждавшимся Лифарем старых традиций в парижской Опере (балетм. Р. Пети). Русские балетные труппы, русские балетные школы к этому времени выполнили свою историч. миссию и на этом исчерпали свои возможности. Выжить могли лишь те, которые были способны интегрироваться, стать частью культуры др. стран. «О. б. р.» не принадлежал к их числу, поэтому его распад в кон. 40-х гг. закономерен.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ОР..

ИСПАНСКОЕ КАПРИЧЧИО

КРЕПОСТНАЯ БАЛЕРИНА

ФРАНЧЕСКА ДА РИМИНИ

(c) Русский балет 2009-2015