А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


НУРЕЕВ ( Нуриев ) Рудольф Хаметович (17.3.1938, около станции Раздольная Иркутской обл. - 6.1.1993, Париж), артист, балетмейстер, дирижёр. Начал танцевать в самодеятельности, участвовал в спектаклях Уфимского театра. В 1955 поступил в ЛХУ (педагог А. И. Пушкин), по окончании которого в 1958-61 в Театре им. Кирова. Партии: Альберт, Фрондосо, Дезире, Голубая птица, Солор, Базиль. В 1961 во время гастролей в Париже остался на Западе. Работал в Королевском балете Великобритании, танцуя с М. Фонтейн. Одновременно выступал в др. зап. труппах не только в репертуарных балетах, но и в созданных специально для него спектаклях. С сер. 70-х гг. гастролировал в разных странах с программами « Нуреев с друзьями» (« Nureyev and Friends »).
Нуреев - одна из виднейших фигур балетной сцены 20 в., первый из плеяды выдающихся танцовщиков, явившихся в ходе обновления Театра им. Кирова в сер. 50-х - нач. 60-х гг. Он сразу обратил на себя внимание виртуозностью танца и самобытной экспрессией. За рубежом Н. сумел не только сберечь достоинства воспитавшей его школы, но и овладеть специфич. особенностями разл. школ классического танца, а также культурой и методиками разнообразных направлений свободного танца. Первым в столь большой мере сочетал в своём творчестве разнообразные традиции 19 и 20 вв., России и Запада, придя к новому универсализму, что оказало влияние на мужской танец на Западе.
Для Нуреева на разных сценах ставили: Ф. Аштон - «Маргарита и Арман» (1963), Р. Пети - «Потерянный рай» (1967), «Экстазы» (1968), «Пелеас и Мелисанда» (1969); Р. ван Данциг - «Нити времени» (1970), «Улисс» (1979); М. Бежар - «Песни странствующего подмастерья» (1971); Г. Тетли - «Тристан» (1974); М. Грехэм - «Люцифер» (1975); М. Луис - «Момент» (1975); Дж. Баланчин возобновил «Мещанин во дворянстве» (1979), а П. Лакот - «Марко Спада» (1981). Танцевал также в балетах М. М. Фокина («Петрушка», «Видение розы», «Половецкие пляски»), Баланчина («Аполлон Мусагет», «Блудный сын». «Агон»), Дж. Роббинса («Послеполуденный отдых фавна», «Танцы на вечеринке»), Н. де Валуа («Шахматы»), Тетли («Лабиринт», «Лунный Пьеро»), П. Тейлора («Ореол», «Книга зверей»), Х. ван Манена («Четыре пьесы Шумана»), Х. Лимона («Павана мавра»), Р. ван Данцига («По тёмному дому»), В. М. Панова («Идиот»), Б. Кульберг («Фрекен Юлия»), Дж. Ноймайера («Дон Жуан»).
Как хореограф Нуреев, начав с возобновления русских балетов, перешёл затем к созданию новых ред. этих балетов и к собственным соч. Пост.: «Тени» (1963), «Раймонда» (1964), «Буря» на муз. П. И. Чайковского (1982) - в Королевском балете Великобритании; «Лебединое озеро» (1964), «Танкред» Х. В. Хенце, «Дон Кихот» (оба 1966) - в Вене; «Спящая красавица» (1966) в Милане; «Щелкунчик» (собств. хореография, 1967, Стокгольм; 1980, Западный Берлин), «Ромео и Джульетта» (1977) в «Лондон фестивал бале»; «Манфред» на муз. Чайковского (1979) и «Баядерка» (1992) в парижской Опере. Большинство пост. переносилось и на др. сцены. В 1985-89 худ. директор балета парижской Оперы. Н. снялся в фильмах «Я-танцовщик» (1972), «Валентине» (1977). Опубликовал автобиографию ( Nureyev , L ., 1962). С 1991 выступал в качестве дирижёра. В С.-Петерб. Академии русского балета имя Н. присвоено классу. Балетные фестивали имени Н. проводились в Уфе и Казани в 1993.
Соч.: «Это - счастливое возвращение», «Нов. время», 1989, № 48; «Быть артистом балета - призвание» (интервью), «Б», 1993, № 1-2.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

НУ..

МАТИАС

МЕНДЕС

МИКЛИН

МИНКУС

МУЛЛЕР

МЯГКОВ

НАТАЛИ

ОБУХОВ

ОРЕХОВ

ПАХИТА

ПЕЙСАР

ПЕСТОВ

ПЕТИПА

ПЕТРОВ

ПЕШКОВ

(c) Русский балет 2009-2015