А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


НОВОСИБИРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, академический (с 1963), открыт 12 мая 1945. Балетная труппа сформирована хореографом М. Ф. Моисеевым из состава быв. Сибирской гос. оперы (1922-34), заложившей традиции оперно-балетного искусства в Сибири (в сезон 1927/28 пост.: «Лебединое озеро», «Конёк-Горбунок», «Красный мак», все балетм. Е. А. Пушкина); в труппу вошли также выпускники балетной студии, организованной при театре, и участники самодеятельности. С 1946 балет пополнился выпускниками МХУ (В. Н. Алексеева, А. А. Белова, Т. А. Зимина, С. Г. Иванов, Л. И. Крупенина, О. А. Покровский), определившими на многие годы высокий исполнительский уровень труппы и творч. лицо театра. Первый балетный спектакль - «Корсар» (1946, балетм. Моисеев). Первые исполнители: Е. Г. Ефимов, А. К. Шенк, А. А. Эгреши, В. В. Ювачева. В дальнейшем пост.: «Лебединое озеро» (1947), «Фадетта» (1948), «Раймонда» (1948), впервые - «Доктор Айболит» И. В. Морозова (1947; Гос. пр. СССР, 1948) и «Аленький цветочек» К. А. Корчмарёва (1949). В 1950-53 балетную труппу возглавляли З. А. Васильева и С. А. Павлов, осуществившие ряд пост. классич. репертуара. Ставил спектакли В. И. Вайнонен: «Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа и «Спящая красавица» (оба 1952). В 1953-58 балетную труппу возглавил М. Л. Сатуновский. Пост.: «Эсмеральда» (1953), «Медный всадник» (1953), «Дон Кихот» (1954), «Лебединое озеро» (1955), «Жизель» (1957), «Спящая красавица» (1958, совм. с Е. А. Мачерет, Н. М. Улановой). Солисты: Ю. В. Гревцов, Зимина, Иванов, Крупенина, Г. Д. Рыхлов, дир. А. А. Копылов, худ. А. И. Морозов. 10-летие театр отметил первыми гастролями в Москве. В 1958-62 труппу возглавил Павлов. В 1962-66 - П. А. Гусев.
В 60-е гг. осуществлены постановки, в которых, сохраняя приверженность традициям классического танца, труппа овладевала совр. пластикой: это прежде всего спектакли, пост. Ю. Н. Григоровичем, - «Каменный цветок» (1959), «Легенда о любви» (1961); Гусевым - «Корсар» (1962), «Семь красавиц» К. Караева (1963), «Раймонда», «Ледяная дева» (оба 1964), «Три мушкетёра» В. Е. Баснера (1966); О. М. Виноградовым - «Золушка» (1964), «Ромео и Джульетта» (1965). Солисты: Н. Д. Александрова, К. В. Бруднов, Н. А. Долгушин, Ф. Г. Кайдани, М. П. Окатова, Г. П. Янсон, Ю. Н. Яшугин; дир, Б. Е. Грузин, Копылов, Н. Г. Факторович, И. Г. Чудновский, художники С. Б. Вирсаладзе, В. Я. Левенталь, Б. А. Мессерер, Морозов, И. В. Севастьянов.
В 1964 балет пополнился выпускниками Новосибирского хореогр. училища. Произошла смена поколения. Ведущие партии исполняли: А. П. Балабанов, А. В. Бердышев, Л. В. Гершунова, Л. Я. Кондрашова, Л. Н. Матюхина, Л. А. Попилина, В. Н. Рябов. Театр продолжал предоставлять сцену крупнейшим балетмейстерам. В 70-е - нач. 80-х гг. были пост.: «Ромео и Джульетта» (1972, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), «Анна Каренина» (1973, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов), «Спартак» (1977, балетм. Григорович), «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера (1979, балетм. П. Лакот, по Ф. Тальони), «Макбет» (1981, балетм. В. В. Васильев). В 1974-83 труппу возглавлял Ал. А. Дементьев, в 1982-90 - В. А. Бударин. Отличительная черта их деятельности - попытка обновить репертуар, принести на сцену новую хореографию. Наиболее значительные спектакли этого периода: «Антоний и Клеопатра» Э. Л. Лазарева (1974, балетм. Дементьев), «Ярославна» Б. И. Тищенко (1977, балетм. тот же), «Кармина Бурана» К. Орфа (1994, сцен. и балетм. А. Жоржи), «Степан Разин» Н. Н. Сидельникова (1985, балетм. Бударин), «Repetez!» («Мольер») Г. Я. Гоберника (1988, балетм. тот же). В труппе (на 1992): А. Х. Асадов, С. А. Кузнецова, Матюхина, Л. А. Попилина, В. В. Шумилов, Т. О. Кладничкина, В. Г. Григорьев, Е. В. Гращенко. С 1990 худ. рук. балетной труппы В. Ф. Владимиров, гл. дир. А. А. Людмилин, гл. худ. И. Б. Гриневич.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
НО..

НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

(c) Русский балет 2009-2015