А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич [17.12.1889, по др. данным - 28.2(12.3). 1890, Киев - 8.4.1950, Лондон], артист, балетмейстер. Сын польских танцовщиков Э. Береда и Ф. Нижинского. Брат Б. Ф. Нижинской. В 1898 поступил в Петерб. театр. училище, окончил его в 1907 и был принят в Мариинский театр . Выдающийся талант танцовщика и актёра сразу вывел Н. на положение премьера. Он стал партнёром балерин М. Ф. Кшесинской, О. И. Преображенской. А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной в академич. репертуаре. Первый исполнитель гл. партий: Белый раб («Павильон Армиды», 1907), Раб («Египетские ночи»), Юноша («Шопениана», обе 1908, все балетм. М. М. Фокин ), Ураган («Талисман», 1909, балетм. Н. Г. Легат ). В 1911 уволен из Мариинского театра за то, что самовольно надел в «Жизели» новый костюм по эскизу А. Н. Бенуа . В 1909-13 Н. - ведущий танцовщик Русских сезонов, первый исполнитель гл. партий в балетах, пост. Фокиным: «Карнавал», «Шехеразада» (оба 1910), «Видение розы», «Петрушка», «Нарцисс» (все 1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» (оба 1912). В 1912 Н. пост. для труппы Дягилева балет «Послеполуденный отдых фавна» (в котором исполнил гл. партию), в 1913 - «Игры» на муз. Дебюсси и «Весну священную». Постановки Н. получили противоречивые оценки, вызвали резкие споры публики и критики, ибо ломали устоявшиеся каноны академич. балетного спектакля и классического танца, отрицали пластич. живопись фокинской реформы, предвосхищая будущие поиски балетного театра сер. 20 в. В 1914 Н. организовал собств. труппу, выступавшую в Лондоне. В 1916 возвратился в труппу Дягилева; пост. для амер. гастролей труппы балет «Тиль Уленшпигель» на муз. Р. Штрауса . Как танцовщик Н. возродил искусство мужского танца, сочетая высокую технику прыжка и пируэта с выразительностью пластики и пантомимы. В балетмейстерской деятельности Н. опередил время, расширив лексику балетного танца и обогатив средства его образности. В 1917 психическое заболевание заставило Н. покинуть сцену. В 1919 он написал Дневник Нижинского», изданный в Париже в 1953 (в Москве в 1995). Драм. судьбе Н. посвящены балеты « Нижинский , клоун божий» (балетм. М. Бежар), «Вацлав» (балетм. Дж. Ноймаер), «На Восток к Нижинскому» (балетм. М. Эйлам), «Нижинский» («Воспоминание юности»; реж. и балетм. Б. Манегатти; «Жизнь артиста, или Пленный фавн» балетм. Н. А. Волкова), драм. спектакли, худож. кино- и телефильмы, опера.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

НИ..

МОВШЕНСОН

МУНГАЛОВА

МУРАВЬЁВА

МУХАМЕДОВ

НЕМЧИНОВА

НЕСТЕРОВА

НИЖИНСКАЯ

НИКОЛАЕВА

НОВОСЁЛОВ

ОППЕНГЕЙМ

ОРЕШКЕВИЧ

ОСТАЛЬЦОВ

ОСТАПЕНКО

ПАКЕРЕТТА

ПЕРЕТОКИН

(c) Русский балет 2009-2015