А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. А. С. Пушкина (до 1990 Горьковский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина), осн. в 1935. В этом же году создана балетная труппа. Театр работает в реконструир. здании быв. Народного дома, построенного на средства М. Горького и Ф. И. Шаляпина в 1903 по проекту арх. П. П. Малиновского. В 1935-38 гл. балетм. В. А. Кононович . С первых пост. «Дон Кихот» (балетм. Кононович) и «Лебединое озеро» (балетм. Ю. И. Сидоренко, по плану Кононовича, обе 1936) труппа постоянно работает над произв. классич. наследия: «Коппелия» (1937, балетм. Сидоренко), «Раймонда» (1940), «Тщетная предосторожность» (1944, оба балетм. М. Д. Цейтлин), «Эсмеральда» (1938), «Дон Кихот» (1948), «Лебединое озеро» (1951), «Спящая красавица» (1953), «Щелкунчик» (1955, все балетм. Г. И. Язвинский), «Жизель» (1959), «Баядерка» (1960), «Шопениана» (1962, все балетм. Л. А. Серебровская). Одновременно велась интенсивная работа над балетами совр. отечеств, композиторов. На творчество балетмейстеров театра в эти годы заметное влияние оказала эстетика драмбалета (в 1938-47 гл. балетм. Цейтлин; в 1948-56 - Язвинский). Пост.: «Бахчисарайский фонтан» (1937, балетм. П. К. Йоркин), «Красный мак» (1941), «Светлана» Д. Л. Клебанова (1940, обе балетм. Цейтлин), «Доктор Айболит» И. В. Морозова (1948), «Юность» (1951, обе балетм. Язвинский), «Тимур и его команда» А. А. Нестерова (1956, балетм. Язвинский и О. М. Дадишкилиани ). Среди ведущих артистов: Н. В. Владимова, С. Н. Гончаров, Н. И. Грабовская, И. А. Жевакина, А. И. Заровский, С. В. Инсарский, В. К. Мерхасина, Н. Ф. Орешкевич , Г. М. Покровская, Р. С. Потапова, Ф. И. Чернышенко, В. В. Чижов. Кон. 50-х - нач. 60-х гг. - наиболее плодотворный период в жизни театра (в 1958-65 гл. балетм. Серебровская). Пост.: «Шурале» (1957, балетм. Дадишкилиани), «Мирандолина» (1958), «Каменный цветок» (1961), «Золушка» (1963), «Пер Гюнт» (1964, все балетм. Серебровская). Именно в этот период были заложены осн. худож. традиции творч. коллектива и сформировалась группа ведущих артистов: В. В. Гуськов, А. А. Гуськова, Л. М. Злобина, Н. В. Золотова , Б. Г. Рахманин, Л. К. Семёнова, А. Н. Сысоев, Л. Ф. Федорушко. В разные годы с труппой работали дир. В. В. Бойков, А. Я. Войскунский, С. А. Гусев, Л. В. Любимов, П. М. Резников, А. Д. Шморгонер , оформляли балетные спектакли худ. В. И. Баженов, А. М. Мазанов, В. М. Мазанов. Новый этап начался с пост. балета «Антоний и Клеопатра» Э. Л. Лазарева (1972, балетм. Ал. А. Дементьев ). Пост.: «Спартак» (1975, балетм. Дадишкилиани), «Сотворение мира» (1977, балетм. Г. Г. Малхасянц ), «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова (1981, балетм. Н. М. Назирова). В труппу пришло новое поколение артистов: А. Э. Гроностайский , Л. М. Злобина, Т. К. Карпова, Т. М. Лебедева, В. Ф. Миклин , В. Б. Некрасов, Н. В. Пугачёва , Р. Г. Шапкина. За годы существования театр создал свою балетную Пушкиниану: неоднократно возвращался к балету «Бахчисарайский фонтан» (1937, балетм. Йоркин; 1950, Язвинский; 1958, Я. В. Романовский; 1967, М. М. Газиева; 1978, С. М. Тулубьева); среди пост. - «Цыганы» С. Н. Василенко (1938, балетм. Йоркин), Дубровский» В. Г. Кикты (1984, вперые в стране, балетм. А. Г. Бадрак), «Метель» на муз. Г. В. Свиридова (1986, балетм. тот же). Среди спектаклей 80-90-х гг. наиболее интересны пост. балетм. Ю. В. Папко и М. Г. Скотт : «Ромео и Джульетта» (1989) и «Золушка» (1990). В 80-90-е гг. в театр пришли новые исполнители: В. Д. Кирица , Е. Я. Козлова, С. В. Куракин , Е. В. Лебедева, Л. А. Сычёв, С. В. Цветков . Гл. балетм. (с 1993) В. Н. Бутримович. И. о. гл. дир. Е. Б. Шейко. С 1993 на базе театра работает хореогр. отд. Нижегородского театр. училища.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

НИ..

НОВОСИБИРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

(c) Русский балет 2009-2015