А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО И ВЛ. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО, академический (с 1964). Первоначальное ядро балетной труппы составлял небольшой коллектив танцовщиков, именовавшийся Московский художественный балет, осн. в 1929 В. В. Кригер. В составе труппы, помимо актёрски выразительной, ярко темпераментной Кригер, выделялись М. С. Сорокина, В. П. Бурмейстер, И. С. Холфин, А. А. Урусова, А. А. Клейн, И. В. Курилов, Н. Д. Карташёв. Начав со спектаклей классического наследия («Корсар», «Коппелия»), труппа затем обратилась к совр. балету («Красный мак»; «Карманьола» Б. В. Асафьева).
В 1932-38 гл. балетм. театра Холфин. Особым успехом пользовалась балетная комедия «Соперницы» (новая версия «Тщетной предосторожности» П. Гертеля), пост. в 1933 Холфиным с реж. Б. А. Мордвиновым и П. А. Марковым. Союз хореографа и режиссёра определил творч. лицо молодого балетного коллектива, который вслед за оперным театром стал осваивать методы Моск. Худож. театра, систему Станиславского. Эти поиски привлекли внимание Немировича-Данченко, и в 1933 Моск. худож. балет был включён временно, а с 1939 постоянно в состав труппы Муз. театра им. Немировича-Данченко. В 1941 этот театр был слит с Оперным театром им. Станиславского, получив совр. название. Пост. Холфина были отмечены юмором, жизнеутверждающим мироощущением («Треуголка» М. де Фальи, 1936, реж. Мордвинов). В «Цыганах» С. Н. Василенко (1937) балетмейстер воссоздал образы пушкинской поэмы, неразрывно связав хореографию с действием. На сюжеты рус. классики были пост. также балеты: «Бахчисарайский фонтан» (1936, балетм. Р. В. Захаров, реж. Марков), «Ночь перед рождеством» Асафьева (1938, балетм. Ф. В. Лопухов, Бурмейстер, реж. тот же).
В 1941-60 и 1963-71 худ. рук. балетной труппы театра был Бурмейстер, поставивший спектакли, отмеченные яркой хореогр. фантазией, чувством современности: героич. балет «Лола» (1943, реж. И. М. Туманов), комедийные - «Штраусиана» (1941); «Виндзорские проказницы» В. А. Оранского (1942, совм. с Куриловым). Бурмейстер создал также принципиально новые ред. классических балетов («Шехеразада», 1944; «Эсмеральда», 1950), из которых наиболее значит. стала пост. «Лебединого озера» (1953). Бурмейстер последовательно разрабатывал совр. темы: «Берег счастья» (1948, совм. с Куриловым), «Красные дьяволята» на муз. И. О. Дунаевского и В. Н. Кнушевицкого (1967), «Белеет парус одинокий» О. М. Александрова (1970); ставил спектакли, насыщенные драм. действием («Жанна д'Арк» Н. Н. Пейко, 1957) и щедрой танцевальностью. Один из лучших его балетов - «Снегурочка» на муз. П. И. Чайковского (1963). На этом жанрово разнообразном репертуаре Бурмейстером была воспитана плеяда талантливых танцовщиков: В. Т. Бовт, С. А. Виноградова, Э. Е. Власова, Э. Г. Перкун, А. М. Соболь, М. Э. Лиепа, Ю. Д. Трепыхалин, В. В. Чигирев, А. В. Чичинадзе. Театр неизменно стремился создавать оригинальный репертуар, в котором преобладали балеты рус. композиторов. Постоянно привлекались к работе балетмейстеры из др. театров: П. А. Гусев, И. Д. Бельский, И. В. Смирнов, О. Г. Тарасова, А. А. Лапаури, Н. Д. Касаткина, В. Ю. Василёв, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, С. З. Агатова. Значительным событием 60-х гг. стал созданный Лопуховым спектакль «Картинки с выставки» на муз. М. П. Мусоргского (1963), в котором камерность формы сочеталась с масштабностью замыслов.
В 1971-84 балетной труппой руководил Чичинадзе, тяготевший к лирико-романтич. тематике. Им пост. спектакли: «Золушка» (1971), сюита из балета «Гаянэ» (1972), «Коппелия» (1975), «Степан Разин» Н. И. Сидельникова (1977), «Шакунтала» С. А. Баласаняна (1979), «Дон Кихот» (1981, новая ред.), «Риварес» С. Ф. Цинцадзе (1982). В 1956-83 в театре работала балетм. Н. Г. Гришина, пост. «Корсар» Ц. Пуни (1958), «Золотой ключик» М. С. Вайнберга (1962). Нем. балетм. Т. Шиллинг пост. «Чёрные птицы» Г. Катцера (1978), «Вечерние танцы» на муз. Ф. Шуберта и «Юношескую симфонию» на муз. В. А. Моцарта (оба 1980).
В 70-80-е гг. ведущими артистами становятся: Ю. В. Григорьев, А. Н. Домашёв, М. С. Дроздова, В. Н. Кириллов, М. В. Крапивин, Г. Н. Крапивина, В. В. Лантратов, М. Н. Левина, В. П. Петрунин, Л. И. Рыжова, В. Г. Саркисов, С. И. Смирнова, В. Г. Собцева, В. С. Тедеев, В. С. Федянин; педагоги-репетиторы: Н. М. Азарин, Бовт, Е. В. Дмитраш, Г. М. Евдокимов, Т. Н. Легат, Трепыхалин, Н. Н. Чкалова.
В 1-й пол. 80-х гг. в театре ставили спектакли: К. М. Сергеев («Легенда о Жанне д'Арк» Пейко, 1980), С. В. Воскресенская («Антоний и Клеопатра» на муз. С. С. Прокофьева, 1983; «Опасная тень» на муз. Д. Д. Шостаковича, 1985), Д. А. Брянцев («Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина, 1983), Г. А. Майоров («Алые паруса» В. М. Юровского, 1984). С 1985 гл. балетм. театра - Брянцев, который пост.: «Оптимистическую трагедию» М. Б. Броннера (1985), «Скифы» на муз. Прокофьева, «Лебединую песню» на муз. Э. Шоссона, «Ковбои» на муз. Дж. Гершвина (все в 1988), самостоятельную хореогр. версию «Корсара» (1989), «Одинокий голос человека» на муз. Н. Паганини, А. Вивальди, О. Китаро (1990), «Отелло» А. Г. Мачавариани (1994), «Призрачный бал» на муз. Ф. Шопена (1995). Силами созданной им Экспериментальной студии балетной труппы театра осуществлены пост.: «Браво, Фигаро!» на муз. Дж. Россини в свободной обработке Т. И. Когана и «Девять танго и ... Бах» на муз. А. Пьяцоллы и И. С. Баха (обе 1985), «Вечер современной хореографии» (1987), где кроме хореогр. миниатюр Брянцева артисты исполняли номера, пост. Р. Пети, М. Бежаром, Шиллингом. Брянцев стремится к обновлению и расширению репертуара, сохраняя в нём лучшие спектакли Бурмейстера и Чичинадзе. Он инициатор обращения труппы к известным классич. балетам, которые ранее никогда не шли на сцене этого театра: «Сильфида» Х. Лёвеншелля (1986, хореография А. Бурнонвиля в ред. Э. М. фон Розен, балетм. О. М. Виноградов), «Шопениана» (1987, возобн. Н. В. Беликовой), «Вечер классической хореографии» (1987), «Вальпургиева ночь» (1989, хореография Л. М. Лавровского, возобн. Легат), «Жизель» (1991, возобн. её же), «Щелкунчик» (1995, хореография В. И. Вайнонена, возобн. Крапивина). В театр был приглашён также В. В. Васильев, поставивший здесь «Ромео и Джульетту» (1990).
В труппе театра: Е. В. Голикова, А. А. Домашев, Д. Ю. Ерлыкин, Д. А. Забабурин, Е. А. Иванова, М. Г. Иванова, В. Е. Дик, Кириллов, О. В. Кожанов, С. В. Кожанова, Н. М. Крапивина, О. К. Кузменко, Н. В. Ледовская, Н. Е. Трубникова, С. Б. Цой, Т. А. Чернобровкина, Л. В. Шипулина, Г. П. Янин. Педагоги-репетиторы: Н. Б. Доренская, Дроздова, Крапивин, Г. Н. Крапивина, А. А. Николаев, Тедеев. Гл. дир. Г. П. Проваторов; гл. худ. В. А. Арефьев.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
МУ..

СРАЖЕНИЕ ЛЮБВИ И РАЗУМА

(c) Русский балет 2009-2015