А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МОСКОВСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, академическое (с 1961), с 1995 - Моск. гос. академия хореографии, одна из старейших балетных школ мира. Ведёт своё начало от балетного отд. при моск. Воспитательном доме, где в 1773 возник танц. класс под рук. Ф. Беккари. В 1778 обучение танц. искусству было поручено Л. Парадизу, из класса которого вышли первые моск. танцовщики: В. М. Балашов, Г. И. Райков, И. Л. Еропкин, А. М. Собакина. В 1784 танц. классы передали антрепризе гор. публичного театра М. Медокса, где они соединились с ранее учившейся там группой юных танцовщиков, выходцев из крепостной крестьянской среды и городских низов. Указ 1806 утвердил в Москве, как и в Петербурге, имп. театр, а школа получила назв. Моск. имп. театр. училище. В 1809 оно стало закрытым уч. заведением. Гл. предметом был танец, которому обучали Ф. и К. Морелли, Ж. Ламираль. Особенная роль здесь принадлежала А. П. Глушковскому, вставшему во главе училища в 1812. Восприняв пед. систему от своего учителя Ш. Дидло в Петербурге, он развил её в Москве. Ученики Глушковского - И. К. Лобанов, Т. И. Иванова-Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова.
Пластика и техника балета эпохи романтизма стали известны благодаря балерине и педагогу Ф. И. Гюллень-Сор. В результате её деятельности в училище (1825-38) на сцене Большого театра появились танцовщицы романтич. направления Т. С. Карпакова, Г. И. Воронина. Созданный Е. А. Санковской, ученицей Гюллень-Сор, образ Сильфиды в одноим. балете, пост. Ф. Тальони, стал событием в истории русского балета. В 1830-е гг. в училище преподавал М. С. Щепкин.
В 1835-65 Моск. театр. училище прекратило приём учеников-воспитанников, оставив только приходящих - экстернов, функции которых сводились к участию в массовых сценах театра. Занятия велись нерегулярно и только по танцу (педагоги Ф. Н. Манохин, Воронина, К. Блазис). Моск. педагоги в этот период вырабатывали эффективную методику, дающую возможность даже при скромных исходных данных добиваться от талантливого ученика интересных творч. результатов. П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, А. И. Собещанская, С. П. Соколов, В. Ф. Гельцер не обладали сильной техникой, но стали яркими исполнителями. После пожара Большого театра в 1853 его спектакли были перенесены на сцену Малого театра.
В 1865 было восстановлено балетное отд. Моск. театр. училища как закрытое уч. заведение со спец. и общеобразоват. предметами. Но оживление балетного отд. относилось только к его женской половине, юноши остались на прежнем положении экстернов. В 1870-80-е гг. педагоги Г. И. Легат, С. П. Соколов, развивая традиции моск. школы, воспитали самобытных танцовщиков - Н. П. Домашёва, Н. Ф. Манохина, И. Н. Хлюстина, Л. Н. Гейтен. В 1898 часть экстернов-мальчиков получила больше возможностей для проф. обучения: общеобразоват. предметы они тоже стали изучать наравне с девочками. В 1890-е гг. значительную роль в жизни моск. школы сыграл Х. Мендес, педагог из Испании; его ученицы - Е. В. Гельцер, Л. А. Рославлева, А. А. Джури. В 1891 окончил балетное отд. и был направлен в Петербург для усовершенствования В. Д. Тихомиров. Усвоив традиции моск. и обогатившись знаниями петерб. школы, Тихомиров в 1896 начал пед. деятельность. Вместе с балетм. и педагогом А. А. Горским, приехавшим в Москву в 1902, они возглавили балетное отд. Моск. театр. училища. Их ученики составили плеяду блестящих танцовщиков: М. М. Мордкин, Л. Л. Новиков, А. Е. Волинин, Ф. М. Козлов, В. А. Рябцев, А. М. Балашова, В. А. Каралли, С. В. Фёдорова.
С нач. 20 в. балетное отд. подвергалось угрозе закрытия. Своим спасением оно во многом обязано инспектору М. Н. Черемухину. В результате борьбы в 1910 балетное отд. удалось сохранить. Школа продолжала давать сцене Большого театра достойные имена: Л. А. Жуков, И. В. Смольцов, В. В. Кригер, М. Р. Рейзен, М. П. Кандаурова. Кроме Тихомирова и Горского в училище преподавали Домашёв, Волинин, Мордкин, В. И. Мосолова.
После Февр. революции 1917 балетное отд. театр. училища стало Гос. Моск. балетной школой. Начался период реорганизации бывшей имп. балетной школы. Комиссия по реорганизации во главе с Горским в мае 1918 подготовила первый проект нового Положения школы, а также уч. программу и смету. В дек. 1918 школа была передана в ведение Большого театра. Ещё весной при поддержке театра возникла Студия во главе с К. Я. Голейзовским для создания номеров конц. программы. В ней участвовали молодые артисты и уч-ся старших классов. Сборы от концертов должны были оказать материальную помощь школе. С нач. 1920 Студия приобрела уч. функции. Пока школа не имела официального положения и не могла осуществлять набор, студия производила приём, регулярно обучала спец. предметам.
В 1918-20 училище окончили А. И. Абрамова, Н. Б. Подгорецкая, Е. М. Ильющенко, Л. М. Банк, В. В. Кудрявцева, В. В. Смольцов, А. А. Цаплин, Н. И. Тарасов. Работали педагоги Жуков, Н. Г. Легат, Рябцев, Голейзовский, Г. В. Поливанов. 26 авг. 1920 был подписан окончат. вариант нового Положения, 16 сент. 1920 стало датой официального открытия Первой Гос. Моск. балетной школы, общеобразовательного и одновременно спец. уч. заведения, находящегося в ведении Большого театра. Срок обучения 10 лет (впоследствии изменился на 9, а затем на 8). В школе впервые за многие годы на равных правах обучались девочки и мальчики. Её педагогами стали: Тихомиров, Горский, Поливанов, Смольцов, Мосолова, Джури, А. М. Гаврилов, Рябцев, Жуков, Н. А. Александрова, Е. В. Чаянова, А. А. Поспехин. После испытаний лучшие ученики студии были приняты в школу. В 1922 на сцене Нового театра Горский пост. силами уч-ся «Вечно живые цветы» на муз. Б. В. Асафьева (с отдельными номерами др. композиторов). Школа начала заявлять о себе и получила обширную прессу. В 20-е гг. школа испытывала давление со стороны работников Наркомпроса, пропагандистов «новых» направлений в искусстве хореографии, отрицавших классический танец, его наследие, методику преподавания. Борьба за сохранность классического наследия стала общей для театра, педагогов и учащихся.
По Уставу, утверждённому Главпрофобром Наркомпроса, в 1928 школа переводится на положение техникума, хотя фактически это произошло в 1926. После семилетки на два последние курса принимались только сдавшие как специальные, так и общеобразоват. и искусствоведч. предметы. Техникум объявлялся в ведении Главпрофобра Наркомпроса и оказывался удалённым от Большого театра. Создавалось двойственное положение управление принадлежало Наркомпросу, а творч. и материальная связь и зависимость оставались от Большого театра. В 1930 Большой театр с принадлежащим ему техникумом принял в своё ведение ЦИК СССР.
В 1930-31 произошло объединение учебного опыта старейших рус. хореогр. школ - ленинградской и московской. Предпосылки этого возникли раньше: шёл обмен мастерами, уч. программами и т. п. В Москву приехали педагоги А. И. Чекрыгин, В. А. Семёнов, А. М. Монахов, М. А. Кожухова, М. М. Леонтьева, Е. П. Гердт. В 30-е гг. на сцену Большого театра пришли С. Н. Головкина, М. С. Боголюбская, И. В. Тихомирнова, Л. К. Черкасова, Ю. Г. Кондратов, О. В. Лепешинская. С 20-х гг. началось обучение нац. кадров, в 1936 в техникуме открылось нац. отделение. В 1937 состоялся первый выпуск педагогов, подготовленных в стенах техникума: Л. И. Рафаилова, Е. А. Лапчинская, Л. Б. Соколов, М. М. Каверинский. Накануне войны, в 1941, техникум окончили И. Б. Израилева (Зубковская) и В. Прохорова (Элвин). Во время Вел. Отечественной войны техникум эвакуировался в г. Васильсурск на Волге. Его рук. Тарасов восстановил на месте уч. процесс и сохранил школу. В годы войны техникум окончили Р. С. Стручкова, М. М. Плисецкая, В. Т. Бовт. В 1950 был утверждён новый устав Хореогр. училища при Большом театре. Сроки обучения 9 и 6 лет (эксперимент. группы). Вводилась общеобразоват. программа в объёме полной ср. школы. В 50-е гг. училище окончили: М. В. Кондратьева, Н. Б. Фадеечев, М. Э. Лиепа, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, Е. Л. Рябинкина. Их учителями были Леонтьева, Тарасов, Гердт, М. М. Габович, В. П. Васильева.
С 1865 балетное отд. Моск. театр. училища находилось на Пушечной улице. В 1967 для МХУ построено здание на 2-й Фрунзенской улице с танц. классами, аудиториями, уч. сценой, интернатом. В 60-е гг. МХУ приобрело большую самостоятельность, получив непосредств. подчинение Мин-ву культуры СССР. С 1960 директор училища С. Н. Головкина. В разные годы худ. руководство осуществляли: П. А. Гусев, Р. В. Захаров, Габович, Кондратов, Л. М. Лавровский, А. Н. Ермолаев. В 60-70-е гг. МХУ окончили: Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, М. С. Дроздова, А. Ю. Богатырёв, В. М. Гордеев, Б. Б. Акимов, В. П. Кириллов, А. А. Михальченко, В. И. Деревянко, И. Д. Мухамедов. Их педагоги: Кожухова, Головкина, Тарасов, Ермолаев, С. М. Мессерер, П. А. Пестов, Лиепа.
На уч. сцене нового здания проходят экзамены по спец. предметам. На сцене Большого театра - выпускные концерты и спектакли. В методич. кабинете училища ведётся научно-методич. работа. Уч. программа включает предметы: специальные - классич., нар.-сценический, историко-бытовой, совр. танец, актёрское мастерство, ритмика; искусствоведческие, музыкальные, общеобразовательные - в объёме ср. школы. Срок обучения 8 лет.
В училище работали и продолжают работу педагоги: Головкина, Н. В. Золотова, Л. С. Литавкина, Г. К. Кузнецова, Е. Б. Малаховская, Рябинкина, В. С. Сумарокова, И. Ю. Сырова, Г. А. Соловьёва, М. В. Михайлова, Е. Н. Жемчужина, И. В. Васильева, О. А. Ильина, И. Т. Самодурова, И. А. Ященко, Л. А. Коленченко, И. В. Чистова, М. Н. Юсим, Пестов, Л. Т. Жданов, В. А. Никонов, И. В. Уксусников, А. А. Прокофьев, А. И. Бондаренко, А. Г. Елагин, Н. М. Попова, Б. Г. Рахманин, Е. К. Фарманянц, Н. М. Толстая, А. Г. Богуславская, И. В. Лихачёва, И. С. Ивлиева, И. А. Воронина, Е. В. Петрова, И. В. Македонская, К. И. Ростовцева, Н. Л. Куманина. Худож. рук. училища Уксусников (1988-93).
В 80-90-е гг. училище окончили: Н. Г. Ананиашвили, А. М. Лиепа, И. А. Грачёва, Г. О. Степаненко, И. А. Петрова, Н. В. Ледовская, В. А. Малахов, А. Н. Ветров, Н. В. Архипова, А. И. Уваров, Е. А. Андриенко, С. Ю. Филин, Д. В. Белоголовцев и др. В 1988 на 2-й Фрунзенской ул. был создан имеющий самостоят. худож.-уч. программу Моск. хореогр. институт (специализации: режиссёр хореографии, педагог хореографии, артист балета).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
МО..

(c) Русский балет 2009-2015