А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МОСКОВСКИЙ КАМЕРНЫЙ БАЛЕТ, профессиональная балетная студия К. Я. Голейзовского. Сочетала пед. работу с поисками новых средств хореогр. выразительности. Здесь Голейзовский, осмысляя опыт смежных искусств, реформ А. Дункан, А. А. Горского, М. М. Фокина, ритмопластич. школ, создавал собств. эстетич. программу. Замысел создания студии относится к 1916, когда Голейзовский разработал «Проспект практической театр. школы» и орг. собств. балетную частную школу. За время существования Студия сменила неск. названий. В 1918 наз. «Мастерская балетного искусства», затем Студия при Гос. театр. училище и при Театр. техникуме. В этот период вокруг Голейзовского начала сплачиваться молодёжь: вместе с его учениками в студию входили и танцовщики Большого театра, позже составившие ядро коллектива: А. И. Абрамова, Е. М. Адамович, Л. М. Банк, С. М. Бем, Е. Вигилев, В. Д. Голубин, В. А. Ефимов, Е. М. Ильющенко, В. В. Кудрявцева, Е. Д. Ленская. В. Лихачёв, О. М. Мартынова, Л. А. Мацкевич, А. М. Мессерер, Т. А. Мирославская, Л. Л. Оболенский, Б. В. Плетнёв, Н. Б. Подгорецкая, Н. И. Тарасов, А. И. Цаплин, В. И. Цаплин. Первая программа Студии [«Эпоха танца» на сб. муз., «Соната смерти и движения» («10-я соната») на муз. А. Н. Скрябина, «Пляска нимф и козлоногих» И. А. Саца, хореогр. миниатюры на муз. разл. композиторов; 1918] обозначила конфронтацию Голейзовского с академич. балетом, вызвала обвинения критиков в разрушении балетных традиций. эротике. На деле хореограф открывал возможности чистой танц. формы в неакадемич. композициях сольного и массового танца, искал свои формы раскрепощения пластики, предлагал неизвестные балету пространственные решения, используя в новых ракурсах пластику человеческого тела. В 1919 студия Голейзовского перешла в ведение детской комиссии ТЕО Наркомпроса и стала наз. Первой показательной балетной студией. Ставила спектакли для детей («Песочные старички» на сб. муз., 1918; «Макс и Мориц» на муз. Л. Шитте, 1919), позже студия пыталась перейти в состав Камерного театра под рук. А. Я. Таирова, работала для Госцирка («Арлекинада», 1919, «Пьеро и Коломбина», 1920, обе на муз. С. Шаминад). В февр. 1921 стала наз. Первой гос. балетной опытной студией при Высшей мастерской балетного искусства, в кон. 1921 переименована в студию «Искания», с 1922 наз. Моск. Камерный балет. В 1922 М. К. б. занял одно из центр, мест в худож. жизни Москвы, исканиях отечеств, искусства нач. 20-х гг. Осн. черты реформы Голейзовского, отд. открытия которого вошли в контекст рус. и мировой хореографии 20 в., определили репертуар М. К. б., его эстетику. Используя тематику, содержательные мотивы символистского театра, отд. элементы импрессионизма, имажинизма, хореограф разрабатывал проблемы обновления танц. формы, лексики. Опираясь на традиции классического танца, обогащал их влияниями Э. Жак-Далькроза, Ф. Дельсарта, открытиями ритмо-пластич. школ, акробатики. К 1922 сформировались два осн. направления экспериментов - в области чистого танца и в области танц. гротеска. Среди пост.: миниатюры, разрабатывающие сольный и дуэтный танец («Пролог» на муз. Н. К. Метнера, 1921; «Этюды» на муз. Скрябина, 1921-24; «Этюды чистой классики» на муз. Ф. Шопена, 1924), постановки, экспериментирующие в области массового танца («Похоронный марш» на муз. Метнера, 1921). В одноактных балетах вёлся поиск новых принципов театральности, новых пространственных решений с использованием конструктивистского оформления («Фавн» на муз. К. Дебюсси, 1922, худ. Б. Р. Эрдман), световых декораций («Саломея» на муз. Р. Штрауса, 1922, худ. Н. А. Мусатова), новых принципов балетного костюма, с тенденцией к предельному обнажению тела. С 1923 в репертуар вошли также хореогр. фантазии Голейзовского на темы нар. танцев («Испанские танцы» на муз. И. Альбениса, Э. Гранадоса, 1923), эксцентрика, основанная на бытовых танцах Запада («Эксцентрические танцы» на сб. муз., 1923). В кон. 1924 Голейзовский, начав работать в Большом театре, покинул М. К. б. Руководство взял на себя В. И. Цаплин. В репертуар вошли и его пост. («Воинственный танец»). Последние выступления М. К. б. состоялись на гастролях по Украине в 1925.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
МО..

(c) Русский балет 2009-2015