А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МОРДКИН Михаил Михайлович [9(21). 12.1880, Москва - 15.7.1944, Милбрук, шт. Нью-Джерси, США], артист, балетмейстер, педагог. По окончании МХУ (педагог В. Д. Тихомиров) в 1900-10, 1912-18 и 1922 в Большом театре. Учеником с 1898 выступал на сцене театра в ведущих партиях: Корнет («Привал кавалерии»), Колен (одна из лучших в репертуаре М.). Первый исполнитель партий в балетах, пост. или переделанных А. А. Горским: Жан де Бриен; Эспада («Дон Кихот», обе 1900), Феб («Дочь Гудулы», 1902), Солор (1904), царь Хитарис («Дочь фараона»). Колен (обе 1905), Нур («Нур и Анитра», 1907), Мато («Саламбо», 1910), Зонневальд («Шубертиана»), Рыбак («Любовь быстра!», обе 1913). Среди др. партий: Конрад, Базиль. М. обладал большим драм. дарованием, выдающейся пластич. выразительностью. Его творчеству было присуще импровизац. начало, умение развить замысел балетмейстера. Танец артиста отличался силой, мужественностью, напористой энергией. В 1909 участвовал в первом из Русских сезонов (Рене де Божанси - «Павильон Армиды», балетм. М. М. Фокин). В 1910-11 гастролировал с А. П. Павловой и собств. труппой в США, Великобритании. С 1914 начал переходить на мимич. роли (Хан «Конёк-Горбунок» в новой пост. Горского). С 1904 репетитор, с 1905 пом. балетм. Большого театра. Много выступал на конц. эстраде. Лучшие конц. номера М. (все в его пост.): «Танец с луком и стрелой» на муз. А. Ф. Арендса, «Вакханалия» на муз. А. К. Глазунова (исподнял с Павловой), «Комическое па» на муз. Э. Грига, «Итальянский нищий» («Джипси») на муз. К. Сен-Санса. Пост.: балет «Азиадэ» на муз. разн. комп. в обработке Л. А. Бурго-Дюкудре (в сезоне 1910/11, входил в репертуар его амер. гастролей; в 1917 показан в Моск. цирке Никитина с муз. И. И. Гютеля; экранизирован в 1918; в 1926 - в «Мордкин балле»), интермедия в спектакле «Мнимый больной» Мольера (1913, МХАТ), танц. сцены в спектакле «Овечий источник» Лопе де Вега (1919, Киев, реж. К. А. Марджанов), балеты в Тбилисском театре - «Карнавал» на сб. муз. (1920), «Цветы Гренады» на муз. М. Мошковского (1922), «Се-вильская жемчужина» Ц. Пуни (1924). В 1918-19 руководил в Москве созданной им балетной студией. С 1924 жил в США, вскоре в Нью-Йорке организовал школу, преподавал в ней. В 1927 создал труппу «Мордкин балле»; в 1937 новую труппу под тем же названием, с которой вновь начал выступать на сцене: Старый рыбак («Золотая рыбка», пост. М.), Марселина («Тщетная предосторожность»), Генерал («Весенние голоса» И. Штрауса), Чёрт («Трепак» А. Н. Черепнина; оба пост. М.). В репертуар его труппы входили также «Карнавал», «Лебединое озеро», «Жизель». В 1939 на основе труппы М. (но без его участия) возникла труппа «Балле тиэтр».

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
МО..

МАКАРОВ

МАЛАХОВ

МАНОХИН

МАРКОНИ

МЕТЕОРА

МОИСЕЕВ

МОНАХОВ

МОРОЗОВ

МЯСИЩЕВ

НАРЦИСС

НАСИЛОВ

НАУМКИН

НИКИТИН

НИКОНОВ

НОВИКОВ

(c) Русский балет 2009-2015