А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


«МИР ИСКУССТВА», русское художественное объединение. Идея его создания и главные творч. установки сформировались в сер. 1890-х гг. в петерб. кружке молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа , С. П. Дягилевым, Д. В. Философовым. Фактически первой выставкой «М.и.» (ещё не носившей этого названия) была выставка рус. и фин. художников в Петербурге (1898). Как выставочный союз (под эгидой одноим. журнала), «М.и.» существовал до 1904. В 1904-10 большая часть мастеров «М.и.» вошла в Союз рус. художников; в 1910 объединение возродилось в расширенном составе (выставки продолжались до 1924), однако уже утратило единство творч. позиций. Основное ядро «М.и.» составляли петерб. художники (Бенуа, Л. С. Бакст , К. А. Сомов, М. В. Добужинский , Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева); в разное время в «М.и.» входили также И. Я. Билибин , А. Я. Головин , И. Э. Грабарь, Н. К. Рерих , К. А. Коровин , Б. М. Кустодиев, Б. И. Анисфельд, Н. П. Ульянов, Н. С. Сапунов, С. Ю. Судейкин , А. А. Арапов. В выставках «М.и.» участвовали В. А. Серов, М. А. Врубель, А. М. и В. М. Васнецовы, И. И. Левитан, М. В. Нестеров , Б. Д. Григорьев , Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов , В. В. Кандинский и др. рус., а также иностр. мастера. Худож.-мировоззренческая платформа «М.и.» была достаточно неоднородна, противоречива и разделялась не всеми членами этого объединения. Обострённым неприятием мн. черт современной им бурж. цивилизации объясняется самодовлеющий эстетизм «М.и.», а также пассеизм - своеобразный худож. культ минувших эпох (прежде всего 17 и 18 вв., наряду с худож. претворением традиций древнерусского искусства, фольклора, тем русской истории). Это «ретроспективное мечтательство» «М. и.» имело романтич. окраску, не лишённую вместе с тем иронии и самопародии. Стремление к «эстетическому преобразованию» окружающей действительности, утончённое стилизаторство сочетались у мастеров М. и.» с пропагандой «чистого» искусства и нередко аполитичностью (это не относится к творчеству Серова. Добужинского и некоторых др.); отсюда - декларированное «М.и.» неприятие «программной» живописи позднего передвижничества, открытая полемика с В. В. Стасовым и И. Е. Репиным. С др. стороны, существенно также начавшееся с сер. 1900-х гг. размежевание «М.и.» с зарождающимися крайне левыми течениями в рус. искусстве (авангардизмом). Поиски единого стилеобразующего начала художниками «М.и.», имевшие точки соприкосновения с теорией и практикой европ. и рус. модерна и символизма, с наибольшей полнотой выразились в их обращении к театру и искусству оформления книги. Стремясь к возрождению театра как «синтетического произведения искусства» (отчасти под влиянием идей Р. Вагнера), художники «М.и.» опирались на опыт мастеров Моск. частной рус. оперы С. И. Мамонтова (1885-1904) во главе с В. Д. Поленовым, Врубелем и Коровиным, а также изучали новые принципы постановочных решений Мейнингенского театра (гастролировавшего в России в 1885 и 1890). Главными задачами «М.и.» в сфере театра были борьба с рутиной, штампами, низкой живописной культурой, псевдоисторич. условностью либо чрезмерным бытовизмом, царившими на казённых сценах, утверждение зрительно-изобразительного строя как одного из важнейших компонентов спектакля, стилистич. цельность оформления во всех его деталях (декорации, занавесы, костюм, бутафория, аксессуары, грим, освещение) и его неразрывная связь с музыкой, хореографией, режиссурой, драматургией (мастера «М.и.» нередко были либреттистами новых балетных спектаклей). Этим задачам целиком отвечали широта худож. воззрений и почти универсальная эрудиция ведущих мастеров «М.и.». «Стиль, идеальная мера и пропорция, идеально выдержанная условность» (Бенуа) стали программной установкой их театр, деятельности. Стремление художников «М.и.» к расширению границ образно-худож. выразительности спектакля в нач. 20 в. совпало с творч. деятельностью реформаторов русского театра. Первые значительные балетные работы Головина, Коровина, Бакста связаны с имп. театрами Петербурга и Москвы; позднее художники «М.и.» сыграли решающую роль в деятельности Русских сезонов и Русского балета Дягилева, тесно сотрудничали также с труппами Анны Павловой, Иды Рубинштейн , «Балле рюс де Монте-Карло», «Гран балле дю марки де Куэвас», крупнейшими театрами Европы и Америки. В значительной степени русский балет обязан мировой славой «М.Л.» (?). После Окт. революции некоторые из художников «М.и.» приняли активное участие в становлении сов. театра (балетные спектакли на сценах Петрограда-Ленинграда и Москвы оформляли Головин и Коровин); ряд лучших сценографич. решений «М.и.», связанных прежде всего с деятельностью дягилевской антрепризы, неоднократно возобновлялся в разл. труппах мира (в т. ч. в России). Историч. заслуга художников «М.и.» в том, что они с необычайной последовательностью и худож. полнотой утвердили принцип синтетич. мышления в области театр.-декорационного искусства, подняли сценографию на тот уровень, который является образцом для художников театра вплоть до наст. времени.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

МИ..

ДОБРОВОЛЬСКАЯ

ДОЧЬ КАСТИЛИИ

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

КОНСТАНТИНОВА

КОНТИ ДЕ САЛЕ

КРАСНЫЙ ВИХРЬ

ЛЮБОВЬ БЫСТРА

МОЛОДОЙ БАЛЕТ

НАЯДА И РЫБАК

РУССКИЙ БАЛЕТ

СВЕТЛЫЙ РУЧЕЙ

СЕМЬ КРАСАВИЦ

СЕРЕБРЕННИКОВ

СОЛЛЕРТИНСКИЙ

СТАЛЬНОЙ СКОК

(c) Русский балет 2009-2015