А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МЕССЕРЕР Асаф Михайлович [6(19).11.1903, Вильнюс - 7.3.1992, Москва], артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1976). Брат С. М. Мессерер . В 1918-19 учился в студии М. М. Мордкина, в 1919-21 - в МХУ (педагог А. А. Горский ). По окончании училища - в Большом театре (до 1954 ведущий солист). Партии: Колен, Зигфрид; Принц («Щелкунчик»), сарацинский танец и Бернар («Раймонда») - все 1922, Петрушка и Арап («Петрушка»), Раб и Пират («Корсар»), индусский танец («Баядерка», все 1923), Арлекин («Миллионы Арлекина»), Раб и Океан («Конёк-Горбунок»), Франц (все 1924), Раб и Иосиф («Иосиф Прекрасный»), Зефир («Теолинда», все 1925), Зефир («Эсмеральда»), Голубая птица (обе 1926), Божок; Китайский фокусник и Японский матрос («Красный мак», 1927, балетм. В. Д. Тихомиров , Л. А. Лащилин , первое исполнение), Лидийский военачальник («Саламбо», 1932), Базиль (1940), Филипп («Пламя Парижа», 1947; Гос. пр. СССР. 1947). С 1925 выступает как балетмейстер. Пост.: в студии «Драмбалет» - «Война игрушек» на муз. Р. Шумана, «Игры в танцах» на сб. муз. (оба 1926), «Спортивные танцы» на сб. муз. (1927); в Большом театре - «Фея кукол» (под назв. «Волшебница кукол», 1925, совм. с Е. И. Долинской, спектакль МХУ), «Тщетная предосторожность» (1930, совм. с И. А. Моисеевым, на сцене Экспериментального театра - филиал Большого театра), «Спящая красавица» (1936, совм. с А. И. Чекрыгиным и реж. Б. А. Мордвиновым, с фрагментами М. И. Петипа ; 1944, возобн.; 1952, с М. М. Габовичем), «Лебединое озеро» (1937, новая пост. 4-го акта; нов. ред. по Л. И. Иванову, Петипа и Горскому), «Класс-концерт» на муз. Д. Д. Шостаковича , А. К. Глазунова (1962), «На берегу моря» Ю. Юзелюнаса (1953, с В. Гривицкасом, Вильнюсский театр), «Урок танца» на муз. А. К. Лядова, Глазунова, Шостаковича (1960, МХУ; 1961, Брюссель). Ставил также танцы в операх Большого театра. Создал ряд конц. номеров, которые сам же исполнял: «Футболист» на муз. А. И. Цфасмана, «Вальс» на муз. М. Мошковского, «Мелодия» на муз. К. В. Глюка, «Весенние воды» на муз. С. В. Рахманинова. Танцевал в конц. номерах, пост. для него К. Я. Голейзовским: «Святой Себастиан» на муз. А. И. Скрябина и «Вальс» на муз. А. И. Хачатуряна. Снялся в фильме «Большой концерт» (1951). В 1920-28 преподавал в студии Драмбалет», в 1921-23 - на вечерних курсах при Большом театре, в 1923-60 - в МХУ. М. принадлежит к большой артистической семье. Старший брат Азарий актёр Моск. Художеств. театра; сестра Рахиль, мать М. М. Плисецкой, киноактриса; другая сестра, Суламифь - балерина и педагог, в 30-40-х гг. танцевала ведущие партии в Большом театре, партнёром её часто был брат; сын Борис - известный театральный художник. В балетной школе М. начал заниматься с шестнадцати лет. Очень скоро из него выработался классич. танцовщик-виртуоз необычного и неархаичного стиля. Постоянно увеличивая сложность проделываемых движений и па, он заострял их внешний рисунок и вносил в них энергию, спортивную силу и азарт. На сцене, когда М. демонстрировал свои парадоксальные прыжки, он казался летающим атлетом. При этом М. обладал ярким комедийным даром и своеобразным, чисто худож. юмором. Мн. партии старых балетов он трактовал иронически, и эту окраску М. привнёс в одну из своих последних ролей - Принца («Золушка», 1945). Пробовать себя в качестве балетмейстера М. начал в сер. 20-х гг. Вся деятельность М. - танцовщика, артиста и балетмейстера, особенно на первых порах (с 1921), была тесно связана с исканиями «левого театра» (как постановщик танцев он работал с В. Э. Мейерхольдом). Но после разгрома сов. театр, авангарда М. пытался исходить из тех же принципов, которые декларировал и из которых исходил т. н. драмбалет, восторжествовавший на балетной сцене. В таком плане он осуществил новую ред. классических балетов «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», однако большого успеха это ему не принесло, и, закончив артистич. путь, М. всю свою энергию обратил к педагогике. Именно здесь, с 1946 ведя класс для ведущих танцовщиков и балерин в Большом театре, М. обрёл своё второе призвание и получил междунар. известность. Как педагог и балетм. работал в Брюсселе (1961-62), Венгрии, Польше. Гос. пр. СССР (1941). Его творчеству посв. док. телефильм «Асаф Мессерер» (1989).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

МЕССЕРЕР Борис Асафович (р. 15.3.1933, Москва), художник театра. Нар. худ. Рос. Федерации (1994). Чл.-корр. АХ СССР (1991). Сын А. М. Мессерера. Окончил Моск. архитектурный институт (1956). С 1959 оформлял драм., оперные спектакли в театрах Москвы, Ленинграда (с 1990 гл. худ. МХАТ). Работал как художник-мультипликатор. Создавал костюмы для ансамблей нар. танца. Оформил балеты: «Подпоручик Киже» (1963, балетм. А. А. Лапаури , О. Г. Тарасова, Большой театр), «Кармен-сюита» (1967, балетм. А. Алонсо, там же), «Клоп» (1962, совм. с А. Д. Гончаровым и Т. И. Сельвинской, балетм. Л. В. Якобсон , Театр им. Кирова), «Левша» (1976, балетм. К. М. Сергеев , там же), «Клоп» (1974, балетм. Якобсон, труппа «Хореографические миниатюры»), «Класс-концерт» (1973, балетм. А. М. Мессерер , Киевский театр); «Три мушкетёра» (1966, балетм. П. А. Гусев, Новосибирский театр), «Золушка» (1966, балетм. В. М. Чабукиани , Театр им. Палиашвили), «Ала и Лоллий» (1967, Одесский театр), «Бродячие музыканты», «Ромео и Джульетта», «Испанское каприччио» (все 1969, балетм. Д. М. Дадишкилиани , Театр им. Палиашвили), «Гамлет», «Лоркиана», «Спираль» (все 1971, балетм. М. М. Мнацаканян , Петрозаводск), «Тропою грома» (1975, балетм. Р. Г. Ахундова и М. Д. Мамедов, Театр им. Ахундова, Баку), «Спартак» (1978, балетм. В. Ш. Галстян, Театр им. Спендиарова). Др. работы: «Лебединое озеро» (1981, София), «Водяной» (1987, Моск. гос. театр балета), « Canto vital » (1989, Мадрид), «Анна Каренина» (1990, Петрозаводск), «Щелкунчик» (1993, балетм. А. Б. Петров , Театр балета Кремлёвского дворца).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

МЕССЕРЕР Суламифь Михайловна (р. 27.8.1908, Москва), артистка, педагог. Народная артистка РСФСР (1962). Сестра А. М. Мессерера. По окончании МХУ (педагог В. Д. Тихомиров ) в 1926-50 в Большом театре. Танцовщица необычно широкого репертуара, исполняла партии от лирич., лирико-комедийных до драм. и трагедийных: Маша («Щелкунчик»), Аврора и принцесса Флорина («Спящая красавица»), Китри; Лиза («Тщетная предосторожность»), Суок («Три толстяка»), Жанна («Пламя Парижа»), Тао Хоа, Зарема. С 1950 педагог, преподавала в МХУ и Большом театре, с 1960 одновременно работала в Японии, в Токийской балетной школе им. П. И. Чайковского и в труппе «Токио-балле», где пост. (совм. с А. А. Варламовым) балет «Маримо» Исии Кано (1962). С 1980 живёт за рубежом, преподаёт в разных странах (Китай, США, Япония, Италия и др.). Постоянное место работы: балетная труппа театра «Ковент-Гарден» (Лондон).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

МЕ..

МАЙНИЕЦЕ

МАКАРОВА

МАЛЫШЕВА

МАЛЬГИНА

МАСКАРАД

МАТЮХИНА

МАХАЛИНА

МИНЧЁНОК

МИХАЙЛОВ

МОИСЕЕВА

МОЛЧАНОВ

МОРОЗОВА

МОСОЛОВА

МУХАНОВА

НЕЛИДОВА

(c) Русский балет 2009-2015