А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МЯСИН (Massine) Леонид Фёдорович [27.7(8.8).1895, Москва - 15.3.1979, Боркен, Германия], танцовщик, балетмейстер. В 1912 окончил Моск. театр. училище (ученик А. А. Горского) и был принят в труппу Большого театра (учась в театр. училище, выступал в драм. спектаклях Малого театра). С 1914 в труппе С. П. Дягилева. Исполнитель партий Иосифа («Легенда об Иосифе»), Петрушки (обе балетм. М. М. Фокин), а также мн. характерно-гротескных партий в поставленных им самим балетах. Дебютировал как хореограф в труппе Дягилева в 1915 балетом «Полночное солнце» на муз. Н. А. Римского-Корсакова. М. пост. св. 70 одноактных балетов, как правило, на музыку крупных композиторов, совершив путь от балетм.-жанриста к хореографу-симфонисту, обогатившему выразительные средства балетной симфонии как жанра 20 в. Первые жанрово-характерные балеты, часто с резко очерченным и остроумным конфликтом: «Женщины в хорошем настроении» («Проказницы») на муз. сонат Д. Скарлатти в оркестровке В. Томмазини, «Парад» Э. Сати (оба 1917), «Волшебная лавка» на муз. Дж. Россини - О. Респиги, «Треуголка» М. де Фальи (оба 1919), «Пульчинелла», «Песнь соловья», новая ред. «Весны священной» (все 1920). В 1921 М. покинул труппу Дягилева. В 1924 пост. для сезона «Парижские вечера» («Театр де ла сигаль» в Париже) балеты «Меркурий» Сати, «Салат» Д. Мийо, «Прекрасный Дунай» на муз. И. Штрауса (аранжировка Р. Дезормьера), «Школа танца» на муз. Л. Боккерини. В 1924-28 вновь в труппе Дягилева; пост. балеты - «Зефир и Флора» В. Дукельского, «Матросы» Ж. Орика (оба 1925), «Стальной скок» С. С. Прокофьева (1927), балет-ораторию «Ода» Н. Набокова (1928). Пост. для труппы Иды Рубинштейн балеты «Давид» А. Соге (1928), «Амфион» А. Онеггера (1931). С 1932 начал работать в труппе «Балле рюс де Монте-Карло» (с 1933 гл. балетм.), пост. Детские игры» на муз. Ж. Бизе (1932). С 1933 обратился к пост. хореогр. симфоний: «Предзнаменования» на муз. 5-й симфонии П. И. Чайковского; «Хореартиум» на муз. 4-й симфонии И. Брамса (обе 1933), «Фантастическая симфония» на муз. Берлиоза (1936), «7-я симфония» на муз. Л. ван Бетховена, «Красное и чёрное» на муз. 1-й симфонии Д. Д. Шостаковича (обе 1939), «Лабиринт» на муз. 7-й симфонии Ф. Шуберта (1941); гастролировал с собств. труппой в 1945-46 («Ленинградская симфония» на муз. Шостаковича). Др. пост.: «Union Pacific» Набокова (1934, «Орижиналь балле рюс», Филадельфия), «Парижское веселье» на муз. Ж. Оффенбаха - М. Розенталя, «Nobilissima visione» П. Хиндемита (обе 1938), «Испанское каприччио» на муз. Римского-Корсакова (1939), «Нью-Йоркер» на муз. Дж. Гершвина (1940), «Саратога» Я. Вейнбергера (1941, оба «Балле рюс де Монте-Карло», Нью-Йорк). С 1947 работал преим. в Европе. Пост. балеты: «Симфония «Часы»» на муз. И. Гайдна (1948, «Сэдлерс-Уэллс балле»), «Художник и его модель» на муз. Орика (1949, Балет Елисейских полей), «Гарольд в Италии» на муз. Берлиоза (1954, «Балле рюс де Монте-Карло», Бостон), «Марио и волшебник» на муз. Ф. Маннино (1954, Милан) и «Дон Жуан» К. В. Глюка (1959, там же). М. принадлежала хореография фильмов-балетов «Красные башмачки» (1948), «Сказки Гофмана» (1951), «Неаполитанская карусель» (1954). Работал балетмейстером в труппах «Опера комик» (Франция), «Балле тиэтр» (США), «Ла Скала» (Италия). Написал книгу «Моя жизнь в балете» («My life in ballet», L., 1960). М. оказал огромное влияние на развитие как европ., так и амер. балета. Он первый на Западе обратился к пост. балетных симфоний, которые заняли одно из гл. мест в его творчестве. Благодаря М. балетный театр открыл для себя новую сферу использования классич. музыки. Симф. балеты М. отличались от бессюжетных пост. Дж. Баланчина иллюстративностью. Ставя балет, М. ориентировался на эмоции, живописные лит. образы, которые рождала в его сознании музыка. Он был не чужд сюжетности, охотно прибегал к словесной символике: действие в его балетах нередко строилось на столкновении отвлечённых понятий, таких как любовь, судьба, страсти, соблазн, легкомыслие и т. п. Баланчин создавал танц. аналог музыки, вне к.-л. изобразит. ассоциаций; содержательность его балетов чисто танцевальная. М. был крупнейшим для своего времени мастером жанровых комедий, которые он строил на материале танца, искусства и фольклора разных стран и эпох: комедии дель арте, испанского танца, детских вальсов, амер. бытового танца. Под его влиянием спектакли на нац. сюжет и на основе фольклора создали многие амер. хореографы, напр. А. де Милль, Ю. Лоринг.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
МЯ..

ЛИЕПА

ЛУКИН

ЛУШИН

ЛЮКОМ

ЛЯДОВ

МАЗУН

МЛАДА

ОГЮСТ

ОРЛОВ

ОРФЕЙ

ПАЛИЙ

ПАНОВ

ПАПКО

ПАРАД

ПЕЙКО

(c) Русский балет 2009-2015