А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЛИФАРЬ ( Lifar ) Серж (наст. имя и отчество Сергей Михайлович) [2(15).4.1905, Киев - 15.12.1986, Лозанна], русский и французский артист, балетмейстер, педагог, театральный деятель. С 1921 учился в Киевской студии Б. Ф. Нижинской. затем у Э. Чеккетти . С 1923 жил но Франции. В 1923-29 солист труппы Русский балет Дягилева , где исполнял гл. партии в балетах: «Кошка», «Ода», «Стальной скок», «Голубой экспресс», «Матросы», «Бал», «Аполлон Мусагет», «Блудный сын». Танцовщик классической школы, обладавший развитой техникой, драм. экспрессией и лирич. даром, Л. с сер. 30-х гг. ограничил свой репертуар гл. партиями в собств. постановках. В качестве балетмейстера впервые выступил в 1929 («Байка про Лису...», Русский балет Дягилева). В 1930-44, 1947-59 и 1962-63 и 1977 балетмейстер, солист (до 1956) и педагог парижской Оперы. В 1944-47 рук. труппы «Нуво балле де Монте-Карло». Работал как балетмейстер в разл. странах. В 1947 основал в Париже Институт хореографии; с 1955 вёл курс истории и теории танца в Сорбонне. Деятельность Л. имела большое значение для утверждения на французской сцене принципов русской хореографии 20 в., возрождения французского балета в 20-40-е гг. Под его руководством балетная труппа Оперы стала одной из лучших в Европе, с разнообразным и обширным репертуаром. Поставил более 200 балетов, в т. ч.: «Творения Прометея» на муз. Л. ван Бетховена (1929), «На Днепре» С. С. Прокофьева (1932), «Икар» («ритмы» Ж. Сифера и Л., инструментованные А. Онеггером), «Послеполуденный отдых фавна» (оба 1935), «Аделаида, или Язык цветов» на муз. М. Равеля (1938), «Любовь-волшебница» М. де Фальи (1943), «Сюита в белом» на муз. Э. Лало (1943, возобн. 1977), «Шота Руставели» Онеггера , Н. Н. Черепнина, Т. Арсани (1945, Монте-Карло), «Пери» П. Дюка (1946, Монте-Карло), «Ромео и Джульетта» на муз. П. И. Чайковского (1949), «Федра» Ж. Орика (1950, возобн. 1977), «Жар-птица» (1954), «Ромео и Джульетта» (два акта балета Прокофьева, 1955), «Любовь и её судьба» на муз. Чайковского (1956, Вена), «Мученичество св. Себастьяна» на муз. К. Дебюсси (1957), «Франческа да Римини» на муз. Чайковского (Театр Елисейских полей, Париж), «Дафнис и Хлоя» (оба 1958), «Пиковая дама» на муз. Чайковского (1960, Монте-Карло) (кроме оговорённых случаев - все в парижской Опере), а также дивертисментов в оперных спектаклях. Ряд балетов Л. был показан в СССР во время гастролей парижской Оперы (1958 и 1969-70) и Опера Нанси (1986). Сюжеты «хореодрам» Л. часто почерпнуты из античной или библейской мифологии, классич. литературы и поэзии; его постановкам иногда были присущи абстрактность аллегорич. замысла, изощрённая стилизация и статуарность мизансцен или патетика и мелодраматизм. Пластический язык Л. обладал скульптурно-живописной выразительностью. Тщательно разрабатывая партии протагонистов, противопоставляя их кордебалету («аккомпанирующая» роль которого может быть отчасти уподоблена хору античной трагедии), Л. повысил значение мужского танца в балете. Знаток академического танца, Л. развивал его традиции, разработал принципы т. н. «трёх хореографических планов» (хореографическая драма как целое; сквозной «пластический лейтмотив»; детально разработанная техника танцовщика), добивался от артистов выразительности мимической игры и жеста, связи их с музыкой. Л. - автор мн. историч. и теоретич.трудов о балете, в которых он выдвинул термин «неоклассицизм» для характеристики собств. творчества. В 1994 в Киеве прошёл Междунар. фестиваль и конкурс балета, посв. Л.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ЛИ..

ЛАМБИН

ЛЕ ПИК

ЛЕВИНА

ЛЕФЕВР

ЛЕШКОВ

ЛИВШИЦ

ЛИННИК

ЛУЦКАЯ

ЛЮСТИХ

ЛЯПАЕВ

МАКБЕТ

МАЛКОВ

МАРКОВ

МАТИАС

МЕНДЕС

(c) Русский балет 2009-2015