А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЛИЕПА Андрис Марисович (р. 6.1.1962, Москва), артист. Заслуженный артист РСФСР (1986). Сын М.-Р. Э. Лиепы. По окончании МХУ (педагог А. А. Прокофьев ) в 1981-90 в Большом театре. Партии: Сальери («Моцарт и Сальери»), Жан де Бриен («Раймонда»), Деревянный принц («Деревянный принц»), Принц («Щелкунчик»), Курбский («Иван Грозный»), Альберт; Борис («Золотой век»), Дезире, Зигфрид, Ромео. Партии в Театре им. Кирова - Петрушка (1990, балетм. О. М. Виноградов , первый исполнитель), Ромео, Зигфрид, Альберт, Солор; Юноша («Видение розы»), Иван-царевич («Жар-птица»); в Театре балета КДС - Макбет («Макбет», 1990), Принц («Золушка», 1991, обе балетм. В. В. Васильев , первый исполнитель). Л. исполнил ведущие партии в балетных труппах театров мн. стран (Аргентина, Уругвай, Нидерланды, Швеция и др.). В 1988 работал в труппе «Нью-Йорк сити балле», затем в труппах «Американ балле тиэтр» под рук. М. Н. Барышникова, «Ла Скала», в парижской Опере и др. Л. - танцовщик лирико-драм. дарования. Созданные им образы отличаются возвышенно-поэтич. интонацией, благородством. Пла-стич. рисунок танца всегда ясен, точен и эмоционально наполнен. В 1993 возобновил балеты М. М. Фокина «Петрушка», «Жар-птица», «Шехеразада», которые показал на сцене Большого и Мариинского театров. В 1994 снял фильм по этим спектаклям, выступив как режиссёр. С 1994 «Жар-птица» и «Шехеразада» в репертуаре Мариинского театра. Снимался в телефильмах-концертах «Я хочу танцевать» и «Фрагменты одной биографии» (оба 1985). Лауреат Междунар. конкурса артистов балета: 1-я пр. в Москве (1981, мл. группа), 2-я пр. в Москве (1985), Гран при в Джексоне (США, 1986).
Соч.: ...Не хватает балетмейстеров ! , «СБ», 1990, № 6; Я подожду, «Огонек», 1990, № 6.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ЛИЕПА Илзе Марисовна (р. 22.11.1963, Москва), артистка. Дочь М.-Р. Э. Лиепы. В 1981 окончила МХУ (педагог Н. В. Золотова ), в 1991 - пед. отд. ГИТИСа. С 1981 в Большом театре. Партии: Мерседес, болеро и цыганский танец («Дон Кихот»), мазурка и испанский танец («Раймонда»), Мать («Калина красная»), Цыганка («Анюта», 1986, балетм. В. В. Васильев , первая исполнительница), леди Капулетти («Ромео и Джульетта»), Зюльма («Корсар»), Царица бала («Фантазия на тему Казановы»). В 1993 впервые в России исполнила партию Зобеиды в «Шехеразаде» (1993, балетм. М. М. Фокин , возобн. А. М. Лиепы и И. Фокиной на сцене Мариинского, затем - Большого театра). Выступает в конц. программах с классич. репертуаром («Умирающий лебедь», «Видение розы»), в номерах, пост. К. Я. Голейзовским, Л. В. Якобсоном. Для неё сочинены хореогр. миниатюры балетм. Д. А. Брянцевым, Г. Д. Алексидзе, Т. Сердюковой. На своём творч. вечере в 1991 исполнила партию Кармен в «Кармен-сюите» (балетм. А. Алонсо). Танец Л. «говорит» на языке свободном, не скованном канонич. правилами, и в то же время сохраняет академич. чистоту формы и стиля классического танца. Снималась в худож. фильмах: «Блистающий мир» (1984), «Бэмби» (1985); в телефильме «Михайло Ломоносов» (1984-86).
Лит.: Майниеце В., «Классический балет есть замок красоты...», «МЖ», 1990, № 5; Луцкая Е., Царица бала, «Т», 1990, №7; Иноземцева Г., Десять мужчин и одна Илзе, «СБ», 1990, № 3; Чижова А., Снимаем шляпы перед талантом, «КиЖ», 1991, № 1.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ЛИЕПА Марис-Рудольф Эдуардович (27.7.1936, Рига - 26.3.1989, Москва), артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1976). Учился в Рижском хореогр. училище (педагог В. Т. Блинов). В 1955 окончил МХУ (педагог Н. И. Тарасов ). В 1956-60 в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко . Партии: Зигфрид; Лионель («Жанна д ' Арк», 1957, балетм. В. П. Бурмейстер, первый исполнитель), Феб; Конрад (1958, балетм. Н. Г. Гришина , первый исполнитель). В 1960-84 в Большом театре. Первый исполнитель партий: Юноша («Ночной город», балетм. Л. М. Лавровский ), Георгий («Страницы жизни», балетм. тот же, обе 1961), Красс («Спартак», 1968, балетм. Ю. Н. Григорович ; Лен. пр., 1970), Вронский («Анна Каренина», 1972, балетм. М. М. Плисецкая , Н. И. Рыженко , В. В. Смирнов-Голованов ), Солист («Эти чарующие звуки...», 1978, балетм. В. В. Васильев ). Первым на моск. сцене исполнил партию Ферхада («Легенда о любви», 1965, балетм. Григорович). Др. партии: Ленни («Тропою грома»), Базиль; Вакх («Вальпургиева ночь»), Альберт, Зигфрид; Армен («Гаянэ»), Юноша («Шопениана»), Спартак; Принц («Золушка»), Жан де Бриен, Дезире, Ромео; Чёрт («Сказка о солдате и чёрте»), Вацлав («Бахчисарайский фонтан»), Каренин («Анна Каренина»), принц Лимон («Чиполлино»). В др. театрах: Хосе («Кармен-сюита», Рижский театр), Клавдио («Любовью за любовь». Нац. театр, Исландия), Рогожин («Идиот», Ленингр. ансамбль балета). Вершина творчества Л. - партия Красса впечатляющий образ зла, насилия и властолюбия. Танец Л. отличался мужественной, уверенной манерой, широтой и силой движений, чёткостью, законченностью, пластичностью, скульптурностью рисунка. Обладая высоким профессионализмом, Л. стремился к синтезу танцевальности и артистичности, к психологич. обоснованности сценич. поведения. Продуманность и отшлифованность всех деталей игры, яркая театральность сделали Л. одним из интереснейших «танцующих актёров» балетного театра. Способность Л. к самостоятельному прочтению классики, его высокая худож. культура проявились в возобновлении на сцене Большого театра балета М. М. Фокина «Видение розы» (1967, Л. - балетм. и первый исполнитель гл. партии). Пост. также балет «Дон Кихот» (1979, Днепропетровский театр). Л. - балетм.-постановщик фильма «Музыка ко дню рождения» (1980). Ставил танцы в драм. спектаклях, в кино и на ТВ. В 1963-80 преподавал в МХУ. В 19885 худ. рук. балетной труппы Софийского оперного театра. Автор статей о балете в периодич. печати. Снимался в телебалетах «Гамлет» (1969) и «Галатея» (1977), в телеэкранизации балета «Имя твоё» (1974), в кинофильме-балете «Спартак» (1976), в худож. фильмах (как драм. актёр) «Могила льва» (1972), «Четвёртый» (1973), «Лермонтов» (1983), в телефильмах: «В одном микрорайоне» (1976), «Бенефис Людмилы Гурченко» (1978), «Миф» (1987). Его творчеству посв. док. фильмы «Я начинаю новый монолог» (1981), «А дольше всего продержалась душа...» (1990), «Свет его звезды» (1992). Пр. им. В. Нижинского (1971), пр. им. М. Петипа (1977) Париж.
Соч.: Говорят ученики А. Н. Ермолаева, в сб.: А. Ермолаев , М., 1974; Воспоминания о М. М. Габовиче, в сб.: М. Габович , М., 1977; Хочу танцевать сто лет, Рига, 1981 (на латыш. яз.); Настоящая школа мастерства, в сб.: Наш друг - телевидение, в. 3, М., 1983; Воспоминания о Л. М. Лавровском, в сб.: Л. М. Лавровский, М., 1983; Вчера и сегодня в балете, 2 изд., М., 1986; «Я ухожу...», [Дневники М. Лиепы], «Огонек», 1989. № 35.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ЛИ..

КРЕЙН

КЯКШТ

ЛАНДЕ

ЛАРОШ

ЛЕВОТ

ЛЕГАТ

ЛЕДЯХ

ЛУКИН

ЛУШИН

ЛЮКОМ

ЛЯДОВ

МАЗУН

МЛАДА

МЯСИН

ОГЮСТ

(c) Русский балет 2009-2015