А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР, вид частного дворянского театра в России, труппы которого создавались помещиками из их крепостных крестьян. К. т. получил распространение в 18 в. и просуществовал вплоть до отмены крепостного права. Несмотря на мн. трагич. страницы в истории К. т., обусловленные крепостничеством (насилие над человеческой личностью, гаремность, барские прихоти и произвол, доходящие у некоторых помещиков до жестокости), его значение в создании русской балетной культуры нельзя умалить. В условиях К. т. создавалась прослойка крепостной интеллигенции, много сделавшей для балетного искусства: танцовщики, балетмейстеры-педагоги, художники, композиторы. Условием формирования К. т. было предварительное обучение крепостных не только балетному танцу и пению, но и грамоте, иностр. языкам, живописи и музыке. Для обучения крепостных мн. вельможи привлекали крупных театр, деятелей. Так, в К. т. кн. Г. А. Потёмкина на Украине его «Музыкальную академию» возглавлял знаменитый композитор Дж. Сарти, а преподавали петерб. певцы и музыканты. Ученики специализировались как вокалисты, инструменталисты и танцовщики. Балетным классом руководил Розетти , в нём обучалось 22 человека, их силами исполнялись балеты «Гишпанский», «Казачий», «Пастушечный». В городе Школва в К. т. генерала С. Г. Зорича крепостные девушки обучались итал. балетмейстером Мариодини балетным танцам, а также чтению, письму, счёту, языкам и свободно объяснялись по-французски. Организация К. т. требовала огромных денег. Роскошные балеты, сопровождаемые музыкой громадных оркестров с множеством сценических эффектов, великолепием декораций и костюмов, наглядно свидетельствовали о могуществе владельца К. т. Владельцами крепостных театров, а нередко и воспитателями артистов были видные отечеств. деятели, напр. поэт и драматург М. М. Херасков, полководец А. В. Суворов. В 18 - 1-й пол. 19 вв. насчитывалось более 170 К. т. Из них в Москве 53, в Петербурге 27, в др. городах 52, остальные в поместьях разных губерний. Одним из самых выдающихся К. т. был театр, созданный в 70-х гг. 18 в. богатейшим помещиком П. Б. Шереметевым; при его сыне, Н. П. Шереметеве, в конце столетия он не уступал придворному театру. В репертуаре имелось более 100 произв., преим. опер и балетов. Танцовщиков рано отнимали от родителей, и они воспитывались все вместе в стенах театра в строжайшем режиме балетной школы. Лучшими танцовщицами были Мавра и Фёкла Бирюзовы (Урузовы) и Т. В. Гранатова (Шлыкова); первые роли танцевали также В. Воробьёв и К. Сердоликов (Деулин), ставший педагогом и репетитором; балетмейстером и педагогом был Ф. Морелли, а также ученики - последователи реформатора балета Ж. Ж. Новера: Ш. Ле Пик, А. Чианфанелли и Дж. Соломони . Наряду с др. балетами в шереметевском К. т. были впервые поставлены «Маврин», «Ля Розьер», «Честный вор», Дафнис», «Тирс», «Ванюшин». Новаторские «балеты-пантомимы», которыми особенно увлекался Н. П. Шереметев , добивавшийся действенно-осмысленного танца, оказали влияние на рус. хореографию. Осуществление действенного танца ставило сложные актёрские задачи, с которыми крепостные танцовщики блестяще справлялись, возможно, и потому, что обучались драм. искусству у выдающихся рус. актёров И. А. Дмитревского, М. С. Синявской, П. А. Плавилыцикова, четы Е. С. и С. Н. Сандуновых. В числе крупнейших К. т. был и театр кн. Н. Б. Юсупова в Москве и в усадьбе Архангельское. Его труппа состояла из 20-25 танцовщиц, 10 певчих и 25 музыкантов. Лучшие актрисы - А. Борунова, С. Г. Малинкина, А. Г. Рабутовская. В репертуаре кроме балетов на мифологич. сюжеты («Зефир и Флора» и др.) был оригинальный балет «Севильский цирюльник» и множество Дивертисманов», состоящих из разл. па де де, па де труа, па де шаль, па де гирлянд, пейзажного па, казачка, краковяка и т. п. Балетмейстером и педагогом был Дж. Соломони, а с 1824 - балерина Ф. В. Гюллень-Сор . После смерти Юсупова К. т. перестал существовать, и все взрослые танцовщики были отпущены на волю, в т. ч. и Рабутовская, которую пригласил курский помещик И. О. Хорват, поручив ей составить балетную труппу в его К. т. Вскоре в репертуаре К. т. Хорвата наряду с др. балетами появились «Зефир и Флора» и «Севильский цирюльник», очевидно, они были перенесены Рабутовской со сцены юсуповского театра. К. т. был одним из источников пополнения проф. театра. В 1800 Дирекция имп. театров приобрела крепостную балетную труппу С. Г. Зорича, его талантливая крепостная актриса Катерина Азареви-чева, а позже её дочь Надежда приобрели известность в Петербурге. В 1806 Дирекцией моск. театров была куплена большая труппа А. Е. Столыпина (36 танцовщиц и танцовщиков), вошедшая в состав Большого театра. В Дирекцию моск. театров перешли и крепостные танцовщики гр. Головкиной, подаренные ею Моск. Воспитательному дому. В 1824 Дирекция моск. театров купила крепостной балет камергера Г. П. Ржевского, и на казённой сцене отличились многие, и особенно талантливая И. Харламова. Эти неоднократные «прививки» искусства крепостных танцовщиков проф. балету положит, сказались на его худож. особенностях, характере и стиле исполнительства.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

КР..

УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ

(c) Русский балет 2009-2015