А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


КОМЛЕВА Габриэла Трофимовна (р. 27.12.1938, Ленинград), артистка, педагог, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1983). По окончании ЛХУ (педагоги В. С. Костровицкая , В. П. Мей ) в 1957-88 в Театре им. Кирова. Одна из тех, кто определял направление поисков в совр. исполнительстве. В её творчестве совершенство формы инструментального танца соединилось с ярким актёрским талантом. Исполняла уникальный по разнообразию репертуар - от лирич. до трагедийного. Богатство и выразительность красок делали каждую роль эмоционально насыщенной и многоплановой. Драматич. дарование и остросовременное пластич. чутьё в К. открыл И. Д. Бельский (Потерявшая любимого, «Берег надежды», 1959, первое исполнение). В партиях Девушки («Ленинградская симфония», балетм. тот же, 1961, первое исполнение), Планеты («Далёкая планета», балетм. К. М. Сергеев , 1964, первое исполнение) танец К. тяготел как к поэтич. обобщённости, так и метафоричности. В роли Асият («Горянка», балетм. О. М. Виноградов , 1968, первое исполнение; Гос. пр. РСФСР им. Глинки , 1970), рассчитанной на драматич. выразительность и виртуозный танец, артистка сумела передать разнообразие эмоций - от безмятежной радости до трагич. накала страстей. Выдающаяся исполнительница академич. репертуара, признанная «балериной Петипа », К. станцевала Аврору, Китри, Одетту- Одиллию, Пахиту, Жизель, которые в муз. и хореографич. плане стали этапными в истории исполнения этих партий. Танцевала практически все классические партии, в том числе: Раймонду, Мирту; 7-й вальс («Шопениана»). В романтич. балете - Сильфида («Сильфида»), Эсмеральда; Девушка («Наяда и рыбак»). Одна из лучших ролей К. - Никия (балет с её участием снят на ТВ в 1979). Героиня К. потрясала силой чувств, обретших в танце совершенную хореографич. форму. Балерине близки сложные, противоречивые натуры, драматич. судьбы, в том числе в совр. репертуаре: Мехменэ Бану, Хозяйка Медной горы; Сари («Тропою грома»). Конц. деятельность К. включает более 30 постановок, среди которых: «Жар-птица» (балетм. Б. Я. Эйфман ), «Ковбои» (на муз. Т. И. Когана, балетм. Л. В. Якобсон , обе 1975), «Романс» на муз. Г. В. Свиридова (балетм. Д. А. Брянцев , 1982, все первое исполнение). Первое исполнение в СССР: «Романтическое па де де» (балетм. В. Гзовский , 1972), «Па де катр» (балетм. А. Долин, 1966), «Качуча» (балетм. Ф. Эльслер , возобн. П. Лакотта, 1979). Активно сотрудничала с ТВ ; ведущая цикла передач «Премудрости Терпсихоры» на Ленингр. ТВ (1985-89). Снималась в телефильмах-концертах: «Образы танца» (1974), «Танцует Габриэла Комлева » (1981), «Неистовая Айседора» (1987); в телеэкранизации балетов: «Жар-птица» (1977), «Ленинградская симфония» (1982), «Золушка» и «Павана мавра» (обе 1985). В 1984 окончила балетм. отд. Ленингр. конс. Педагогич. деятельность: в ЛХУ (1971-78), в Театре им. Кирова (с 1979); в Ленингр. конс. (с 1987, курс «Искусство балетмейстера-репетитора» ; проф., 1994). Осуществила перенос и возобн. классич. спектаклей: «Лебединое озеро» (1986), «Спящая красавица» (1987, оба Новосибирск); «Шопениана», «Пахита», «Тени» (совм. с И. С. Янанис , 1990, Штаатсопер, Берлин). Преподаёт и ставит танцы за рубежом. 2-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1966), Всес. конкурса новых хореографич. номеров (1967).
Соч.: Образность танца, в сб.: Мастера балета - самодеятельности, вып. 2, М., 1978; Необходимо внимание к исполнительству, «СБ», 1984, № 2; вступительная статья к кн.: Костровицкая В., Писарев А., Школа классического танца, 3 изд.. Л., 1986.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

КО..

КВАСОВА

КИРИЧЕК

КЛЕВЦОВ

КЛИМОВА

КОЖАНОВ

КОЗЛОВА

КОЛОБОВ

КОПЫЛОВ

КОРАЛЛИ

КОРОВИН

КОРСИНИ

КРОТКОВ

КРУАЗЕТ

КУЗЬМИН

КУРАКИН

(c) Русский балет 2009-2015