А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


КОЛПАКОВА Ирина Александровна (р. 22.5.1933, Ленинград), артистка, педагог. Народная артистка СССР (1965). Герой Соц. Труда (1983). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова ) с 1951 в Театре им. Кирова. Последняя балерина, воспитанная Вагановой, К. унаследовала её творч. кредо верность классическому танцу, умение раскрыть его духовную сущность. Утончённый облик, природная грация, одухотворённость К. сразу проявились в вариации Повелительницы дриад («Дон Кихот»), партии принцессы Флорины, в ведущих партиях «Щелкунчика», «Шопенианы», «Бахчисарайского фонтана», «Золушки». Рождённый чистыми, ясными линиями, виртуозный танец К. устремлялся к сфере инструментализма, что оказалось созвучным балетмейстерам - реформаторам кон. 50-х гг. - Ю. Н. Григоровичу и И. Д. Бельскому, возвратившим балету принципы танц. симфонизма. Первая исполнительница партий: Катерина («Каменный цветок», 1957), Ширин («Легенда о любви», 1961; обе балетм. Григорович ), Его любимая («Берег надежды», 1959, балетм. Бельский ). В 60-е гг. активно осваивала классический репертуар. Одной из немногих ей удалось воплотить грандиозные по масштабу, многозначные по замыслу партии Авроры и Раймонды в балетах М. И. Петипа на муз. П. И. Чайковского и А. К. Глазунова. К. постоянно совершенствовала их исполнение, став одной из выдающихся представительниц петерб. академизма. Лирич. сторона дарования К. раскрылась в романтич. и неоромантич. балетах: Жизель; Сильфида («Сильфида» и «Шопениана»), «Па де катр» Ц. Пуни (балетм. А. Долин, 1966, первое исполнение в СССР), Бабочка (па де де из балета «Бабочки», балетм. П. Лакотт по М. Тальони , первое исполнение в СССР, 1979), Фея («Фея Рондских гор», балетм. О. М. Виноградов , 1980, первое исполнение), где в эфемерных, словно растворённых в воздухе движениях рождались образы возвышенной и недостижимой мечты. Постепенно насыщая разнообразными психологическими чертами образы своих героинь - Марии; Дездемоны («Отелло», балетм. В. М. Чабукиани , первое исполнение в Ленинграде), Нины («Маскарад», балетм. Б. А. Фенстер , первое исполнение, оба 1960), Панночки («Тарас Бульба»), К. достигла высот подлинного драматизма в роли Джульетты. С именем К. связаны едва ли не все заметные премьеры 60-80-х гг.: Юлия («Ромео и Юлия», балетм. И. А. Чернышёв ), Ала («Скифская сюита», балетм. Г. Д. Алексидзе), Девушка («Двое», балетм. Виноградов; все 1969), Ева («Сотворение мира», 1971, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), Принцесса Роза («Зачарованный принц», 1972, балетм. Виноградов), Птица-мечта («Икар», 1974, балетм. Бельский), Неле («Тиль Уленшпигель», 1977, балетм. В. Н. Елизарьев), Наталия Николаевна («Пушкин», 1979, балетм. Касаткина и Василёв). К. работала с Б. Я. Эйфманом (телефильм-балет «Блестящий дивертисмент», 1974), Л. С. Лебедевым (Инфанта в «Маленьких балетах», 1976, Ленингр. Малый театр), Д. А. Брянцевым (миниатюра «Посвящение» в «Хореографических новеллах», 1977), Л. В. Якобсоном, создавшим для неё партию Менады («Спартак», 1956), миниатюры «Мечта» (1951) и «Снегурочка» (1957). Позже К. исполняла в его балетах партии Птицы-девушки («Шурале»), Девицы-красы («Страна чудес»). Др. партии: Китри, Тао Хоа. Снималась в телеэкранизациях балетов: «Шопениана» (1958), «Хореографические миниатюры» (1961) в телефильмах-концертах: «Волшебство» (1969), «Танцует Ирина Колпакова » (1976), «Души моей царицы» (1981), «Сильфида» (1984), «В мире вдохновения» (1989), в кинофильме-балете «Барышня и хулиган» (1970), в телебалете Дом у дороги» (1984). С 1971 педагог-репетитор Театра им. Кирова, с 1989 - «Американ балле тиэтр». Окончила Ленингр. конс. по специальности балетмейстер-репетитор (дипломная работа «Спящая красавица» в Вильнюсском театре под рук. П. А. Гусева, 1982); пост. балеты: «Жизель» (1987), «Спящая красавица» (1990) в Минске; «Шопениана», «Тени», «Пахита» (1988), «Сильфида» (1989) в Софии. Гос. пр. СССР (1980), «Золотая звезда» Междунар. фестиваля танца в Париже (1965), Пр. Анны Павловой (Париж, 1982).
Соч.: Последний выпуск, в сб.: А. Я. Ваганова, Л., 1958; Гармония движений рождает танец (интервью с М. Ильичевой), «СБ», 1982, № 1.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

КО..

КАПУСТИНА

КАРИНСКАЯ

КАРПАКОВА

КАРСАВИНА

КАСАТКИНА

КИРИЛЛОВА

КЛЕОПАТРА

КОНДРАТОВ

КОНОНОВИЧ

КОРЕЩЕНКО

КОРЗЕНКОВ

КРАПИВИНА

КРУПЕНИНА

КУЗНЕЦОВА

КУЗОВЛЕВА

(c) Русский балет 2009-2015