А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ИВАНОВ Иван Николаевич [1795 или 1796 - 18(30).11. 1854, Петербург], художник театра, машинист сцены. Помощник декоратора (1810?-17), затем декоратор (1817-46) Моск. имп. театров (также актёр). Оформил спектакль «Торжество муз» (пролог А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского) в честь открытия нового здания Большого (Петровского) театра (1825), а также мн. балетные пост. этого театра (совм. с К. О. и И. К. Браунами), в т. ч. «Сандрильона» (1825) и «Геркулес и Омфала» (1826), «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» (1825), «Урок чародея» (1828), «Сатана со всем прибором» (1832), «Три пояса, или Русская Сандрильона» (1826), «Восточный чародей» (1831), «Руслан и Людмила» (1831), «Три талисмана» (1831), «Волшебный барабан» (1827), «Ричард Львиное Сердце» (1828), «Зефир и Флора» (1829), «Калиф Багдадский» (1833), «Асмодей, хромой колдун» (1843), «Тщетная предосторожность» («Лиза и Колен») (1845), «Катарина» (1850). Почитатель и последователь П. Гонзаго, И. развивал его стиль в своих архитектурно-перспективных декорациях, вводя в них также элементы романтич. пейзажа.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ИВАНОВ Константин Матвеевич [19.9(1.10).1859, Петербург - 22.5(4.6). 1916, Петроград], художник театра. Учился в АХ (1874-84) у М. А. Шишкова. В 1883-1908 декоратор при петерб. Дирекции имп. театров, участвовал в поактном оформлении спектаклей Мариинского театра (балетм. М. И. Петипа): «Баядерка» (1884, 1900; вариант - 1904, Большой театр), «Волшебные пилюли» (1886), «Спящая красавица» (1890), «Царь Кандавл» (1891), «Щелкунчик» (1-я и 3-я картины, 1892), «Конёк-Горбунок» (1895), «Синяя Борода» (1896), «Раймонда» (2-е действие, 1898), «Ручей» (1902). Мастер архитектурно-перспективных декораций. Придерживался консервативного историко-бытового направления в сценографии. Лучшие работы И. (оформление 2-го действия «Спящей красавицы», высоко оценённое А. Н. Бенуа) обладали большой худ. выразительностью. Изобрёл составы красок, способствующие долгому сохранению декорационной живописи. В 1896-1902 преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ИВАНОВ Лев Иванович [18.2(2.3). 1834-11(24). 12.1901, Петербург], артист, балетмейстер. В 1844-52 учился в Петерб. театр. училище, занимался классическим танцем у А. И. Пименова, Фредерика, Э. Гредлю, Ж. Петипа-отца. С 1852 в Петерб. балетной труппе. Выступал партнёром Е. И. Андреяновой и Т. П. Смирновой. В 1869, после отъезда из Петербурга А. Сен-Леона и назначения М. И. Петипа балетмейстером петерб. труппы, И. занял положение первого танцовщика, но вскоре уступил первенство П. А. Гердту. Последний раз выступил на сцене в 1893. Партии: Феб и Клод Фролло; Валентин («Фауст»), Солор, Колен, Конрад; характерные танцы. Талантливый танцовщик, выразительный мимич. актёр, И. отличался скромностью и часто уступал выигрышные партии другим. С 1858 преподавал в младших классах Петерб. театр. училища; у него начинали учиться Е. О. Вазем, М. Н. Горшенкова, Е. П. Соколова, К. М. Куличевская, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова.
В 1882 назначен режиссёром петерб. балетной труппы, возобновлял старые спектакли и ставил танцы в операх. С 1885 второй балетмейстер театра. С этого времени началась его самостоят. балетмейстерская работа. Обладая феноменальными муз. способностями, И. особенно большое значение придавал музыке, видя в ней источник хореогр. образности.
В 1887 пост. в традициях романтич. балета «Очарованный лес» Р. Е. Дриго и (совм. с Петипа) «Гарлемский тюльпан» Б. А. Шеля, в которых сочетал мотивы фантастики и фольклора. В Красном Селе (под Петербургом) показал балеты «Севильская красавица» (на сб. муз., 1888), «Шалость амура» (1890, перешёл затем на сцену Мариинского театра) и «Праздник лодочников» А. А. Фридмана (1891). В 1890 пост. «Половецкие пляски» для премьеры оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», в 1892 славянские танцы для 1-го и 2-го актов оперы-балета «Млада» Н. А. Римского-Корсакова. В 1892 пост. «Щелкунчик», где самобытно воплотил в танце поэзию зимней природы (танец снежных хлопьев). Муз.-симф. развитие действия определяло разработку действия танцевального, тонкую «инструментовку» кордебалетного танца. Историч. значение этой постановки, её воздействие на балетный театр своего времени исключительно велики. В 1922 спектакль был поставлен в др. редакции, и с тех пор хореография И. утрачена. Поставив «Волшебную флейту» Дриго и 2-й акт (бал) в «Золушке» Шеля (1893), И. вновь обратился к музыке П. И. Чайковского. В 1894 в Мариинском театре на концерте памяти Чайковского впервые исполнялась 2-я картина «Лебединого озера» в пост. И. В 1895 И. пост. 4-ю картину балета (1-ю и 3-ю картины пост. М. И. Петипа). Продолжая романтич. традиции рус. хореографии 19 в., «лебединые» сцены одновременно пролагали путь в будущее. И. симфонически разработал ансамбли лебедей во взаимодействии с лирико-трагедийным характером героини балета. Совершенство хореографич. форм органично вытекало из поэтич. содержания образов.
В спектаклях «Ацис и Галатея» А. В. Кадлеца (1896), «Дочь микадо» В. Г. Врангеля (1897) слабая музыка не позволила И. углубить опыты симфонизации танца. Он успешно их продолжил во «Второй венгерской рапсодии» на муз. Ф. Листа, впервые исполненной в 1900 как вставной номер в балете «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни. Смерть не дала И. завершить пост. «Сильвии» Л. Делиба, её закончил П. А. Гердт. Задуманную И. пост. «Египетских ночей» А. С. Аренского осуществил М. М. Фокин. Б. В. Асафьев назвал И. Душой русского балета».
Соч.: Автобиография (Мои маленькие воспоминания), «Петерб. газета», 1901, 13 дек.; Мои воспоминания, «СБ», 1987, № 1.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ИВ..

ДУНКАН

ЕФИМОВ

ЖДАНОВ

ЖИЗЕЛЬ

ЗАМУЛЬ

ЗВЕРЕВ

ЗИМИНА

ИОРДАН

ИОФЬЕВ

ИСАЕВА

ИСАКОВ

КАДЛЕЦ

КАПЛАН

КАРПОВ

КАШКИН

(c) Русский балет 2009-2015