А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ИСТОМИНА Авдотья Ильинична [6(17).1.1799, Петербург - 26.6(8.7). 1848, там же], артистка. Родилась в семье полицейского прапорщика. В 1815 окончила Петерб. театр. училище (педагоги Е. А. Сазонова, Е. И. Колосова , Ш. Дидло ). В петерб. балетную труппу была принята ещё ученицей. Дебютировала в балете «Ацис и Галатея» (балетм. Дидло). Со спектаклем «Зефир и Флора» в пост. Дидло связана вся сценическая жизнь И. Маленькой ученицей она исполняла роль Купидона, затем юных нимф Аглаю и Аминту и, наконец, в 1818 станцевала одну из лучших своих партий Флору. От ролей наивных нимф актриса переходила к мифологич. характерам, её образы приобретали трагич. окраску. Партии: Сусанна («Карлос и Розальба», 1817), Зетюльба («Калиф Багдадский»), Кора («Кора и Алонзо»), Евхариса («Евтимий и Евхариса») - все 1820, Альцина («Роланд и Моргана», 1821), Арисия («Федра и Ипполит»), графиня Альберт («Сатана со всем прибором, или Урок чародея») - все 1825, Альцеста («Альцеста», 1830) все балетм. Дидло. Лучшая комич. партия - Лиза в балете «Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность» (1821). С успехом играла в водевилях: роль танцовщицы Зефиретты в пьесе А. А. Шаховского «Феникс, или Утро журналиста» (1821), сразу три разнохарактерные роли во франц. пьесе «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три невесты» (переделка П. И. Арапова, 1824). Чарующая красота артистки послужила причиной неск. скандалов в среде многочисл. поклонников, один из которых закончился трагически. В нояб. 1817 на дуэли с камер-юнкером А. П. Завадовским был убит штабс-ротмистр В. В. Шереметев , близкий друг и покровитель И. Секундантами были А. С. Грибоедов и будущий декабрист А. И. Якубович. Эта драма произвела сильное впечатление на А. С. Пушкина, т. к. все её участники были ему хорошо знакомы. Поэт был свидетелем первых триумфов балерины и обессмертил её имя в 1-й главе «Евгения Онегина». В нач. 30-х гг. он набросал план повести «Две танцовщицы», где упоминалась эта дуэль. В черновых рукописях исторического романа «Дети Пелама» поэт также обращался к личной и творческой судьбе И. Артистка первой воплотила образы пушкинских героинь на петерб. сцене: Черкешенка в «Кавказском пленнике» (1823, балетм. Дидло) и княжна Людмила в балете «Руслан и Людмила» (1824, балетм. Дидло и Огюст , по А. П. Глушковскому) - лучшие партии в романтич. репертуаре артистки. Танцевала она и в кордебалетных танцах, пост. Дидло на муз. К. А. Кавоса в трилогии Шаховского «Керим-Гирей - Крымский хан» (1825) по мотивам поэмы «Бахчисарайский фонтан». С 1829 (после отставки Дидло) в творчестве артистки начался сложный период. В мае 1829 во время выступления она сильно повредила себе ногу и была вынуждена перейти на мимич. роли. Одна из последних партий - царица Сумбека («Сумбека, или Покорение Казанского царства», 1832, в пост. А. Блаша, занявшего пост Дидло). В этот период живой темперамент танцовщицы с её безошибочным чувством стиля,эпохи,национальных мотивов проявился в другом распространённом жанре - дивертисменте. Последнее выступление И. (русская пляска) состоялось на сцене Александрийского театра. В апр. 1836 уволена на пенсию. Покинув театр, вышла замуж за драм. актёра П. С. Экунина. Умерла во время эпидемии холеры.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ИС..

ЖЮРАЙТИС

ЗОЗУЛИНА

ЗОЛОТОВА

ЗЫРЯНОВА

ИГНАТЬЕВ

ИЛЬИЧЁВА

ИОГАНСОН

КАМИЛОВА

КАНЦИАНИ

КАРНАВАЛ

КАРСАВИН

КАТАРИНА

КАШИРИНА

КИРИЛЛОВ

КОЖАНОВА

(c) Русский балет 2009-2015